paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Выписки из дневника Гомбровича 1956-1963


1956

Стр. 234 "Кто решил, что писать надо только тогда, когда есть что сказать? Искусство как раз в том и состоит, что пишут не то, что можно сказать, а нечто совершенно неожиданное."

Стр. 270 – 271 "И иерархию между нами устанавливают не талант, ум или моральные ценности, а прежде всего сильное, более реальное существование. Я один. Поэтому я в большей степени есмь."

1958

Стр. 294. "Да, да… почему же я не записывал каждый день, с того самого момента, как научился писать? Сегодня у меня было бы много томов, заполненных записками, тогда я знал бы, что я делал двадцать лет тому назад в этом часу. Зачем? Жизнь протекает сквозь даты, как вода сквозь пальцы. А так по крайней мере хоть что-нибудь остаётся… хоть какой-то след…
Моя близящаяся к завершению история начинает доставлять мне прямо-таки чувственное наслаждение. Я погружаюсь в неё, как в какую-то волшебную реку, устремленную к объяснению. Постепенно всё приобретает свои очертания. Всё замыкается. Я уже начинаю различать себя, хотя с трудом и как бы через мутные очки. Как странно: в конце концов я начинаю видеть собственное лицо, проступающее из Времени."

Стр. 295. "Искусство всегда придерживалось правил хорошего тона – оно почти как мода! Всё решает привычка."

Стр. 301. "...Любой цыган, новатор, авангардист. Я осмелел потому, что мне абсолютно нечего было терять – ни почестей, ни заработков, ни друзей. Я должен был найти себя и на себя же опереться, потому что ни на кого другого я не мог опереться. Моя форма – это моё одиночество."



Стр. 334. Конкретное существование.

Стр. 335."О, это ограничение, которого я так жажду! Космос мне уже надоел...
Я хочу замкнуться в своём кругу и не лезть дальше того, что я могу охватить своим взором. Развалить эту проклятую «всеобщность», которая сковывает меня хуже, чем самая тесная тюрьма, и выбраться на просторы Ограниченного."

Стр. 337. "Да, буржуазия недоверчива. А пролетариат? Не понимаю! Не могу понять! Ах, в течение по крайней мере получаса я пытался «понять» рабочего, стоявшего на углу и смотрящего на противоположную сторону улицы. О чём и как он думает? Какие и как у него в голове пробегают мысли? Непостижимо. Существует какая-то проклятая пропасть, какая-то дыра в нём, через которую невозможно перескочить. Почему я так хорошо, без малейших трудностей проникаюсь чувствами детей, пролетарской молодёжи, а взрослый крестьянин или рабочий заблокированы страшной пустотой, жутким вакуумом?.."

Стр. 344" Если какая-то мысль становится доминирующей, то начинают множиться факты, подкрепляющие её снаружи, а выглядит это так, как будто внешняя действительность начинает сотрудничать с внутренней."

1961

Стр. 466 "Нас ждёт вырождение, и к этому следовало бы приспосабливаться уже сегодня."

Стр. 467. "Искусство – это не производство повестушек для читателей, а духовное общение."

"Пока будут существовать люди возвышенные и низкие, человек возвышенный, выражающий себя в искусстве, будет привлекательным… и ничто не ослабит его существования."

Стр. 468. "Сможем ли мы – художники – когда-нибудь пойти в наступление на человека науки во имя блистательного человечества?"

"Музыка коррумпирована теорией, техникой, отсюда – кризис личности и столь резкое мельчание композиторов, что скоро будет непонятно, как называть этих карликов. И художественная литература, художественность которой тает с каждым годом, ставшая плохой и грубой, чуть ли не бешенной, или рвотной, или сухой и негибкой, аналитичной, социологичной, феноменологичной, вымученной, скучной и бьющей мимо цели."

"Индивидуализм – это такой неразгрызаемый орех, с которым не справится ни один теоретический зуб. И потому ничто не в состоянии оправдать ваше поражение, господа недотёпы!"

Стр. 469 " Ложная эрудиция литераторов – это тоже последствие их растления наукой. Как же легко вооружиться парой энциклопедий и сыпать цитатами, каждый так делает, начиная с фельетониста и кончая нобелевским лауреатом!"

Стр. 470 "Каждая духовная позиция создаёт свой стиль."

Стр. 472. "Человек в нынешнем его виде умирает… в пользу кого-то чужого. Ведомый наукой, человек расстаётся с собой – в своём теперешнем обличии – раз и навсегда."

Стр. 473. "После прослушивания «современного» концерта, после посещения выставки, по прочтении сегодняшних книг мне делается плохо от этой их слабости, как будто я нахожусь одновременно перед капитуляцией и мистификацией. Просто неизвестно, кто говорит с тобой – поэт или «человек образованный, культурный, ориентированный и информированный»? Тот творец, чей голос совсем недавно казался божественным, сегодня творит так, будто он работает на конвейере. Учеником. По своей специальности. Которого научили, что делать."

Стр. 475. "Искусство – это «нечто самое личное», если оно является «самой частной из всех собственностей, какую только можно представить», если искусство – это личность, то это «я». Попытайтесь, сторонники колхозов и комбинатов, сказать Шопену, что соната си-минор не его…»

"От Маркса ускользнуло, что искусство – его непримиримый враг и останется таковым навсегда, вне зависимости от того, какая производственная система его кормит."

Стр. 476. "Сегодняшний художник, успевший утратить инстинкт, особенно чувствителен к доводам."

"Быть человеком – значит никогда не быть собой."

Стр. 480. "Меня пугает отвращение к групповому аспекту литературы. Ах, группы! Союзы! Старты! «Писатели», «молодые писатели», «старые писатели», «молодое поколение», «нарождающиеся ценности»!.. Достаточно того, чтобы я кого-нибудь заметил в литературе и стал его читать…"

Стр. 497. "Произведения искусства высокого полёта почти не читаются, они действуют порой как-то иначе, одним лишь фактом своего присутствия в культуре."

1962

Стр. 505." Разве это не одна из главных тем моей жизни? Прислушиваться к новым шорохам, вдыхать чужой воздух, проникать в чужую систему звуков, запахов, света. Когда я разговаривал с ними, эти мелочи так и ползали по мне, словно черви, и делали меня практически отсутствующим."

Стр. 521. "Близость к ремеслу защищает от передозировки и отравления духовностью."

"Современный композитор имеет дело с враждебной, и даже разъярённой стихией, он словно птица из последних сил взвивается вверх над паводком. Застой и затопление."

Стр. 539. "Ничто так не компрометирует художника, как другой художник."

Стр. 543. "Сравните неповторимость людей эпохи Верлена с сегодняшней средой, где практически каждого можно заменить. То же самое происходит и в других литературах. Было время в жизни Европы, когда можно было пригласить на завтрак Ницше, Рембо, Достоевского, Толстого, Ибсена – людей столь непохожих друг на друга, что как будто все они с разных планет, - и какой завтрак не взорвался бы от такой компании? А сегодня спокойно можно устраивать гала-банкет для всей европейской элиты, и прошёл бы он без трения, без искры."

Стр. 548. "Мерой величия литературы является её нелитературность, способность преодоления самой себя и возможность добраться до реальности."

1963

Стр. 556. "Люди в определенном возрасте вообще не должны перемещаться, пространство слишком тесно связано со временем, а возбуждение пространства становится вызовом времени, его провокацией."

Стр. 565." Что за наваждение: смотришь в стеклянный шар, в стакан воды, и даже из их пустоты что-нибудь да выглянет, вроде как форма какая-то…"

Стр. 573. [Лувр] "На стенах нагромождение, глупая развеска этих картин, одна вплотную к другой. От этого столпотворения аж выворачивает. Какофония. Кабак. Леонардо с Тицианом сошлись в рукопашной. Здесь безоговорочно царит косоглазие, потому что когда смотришь на одно, другое влезает тебе в глаз с другого краю… Хождение от одного к другому, остановиться, присмотреться, отойти подальше, подойти поближе, остановиться, присмотреться. Свет, цвет, форма, которым ты только что, на улице, радовался., здесь пересекаются, разбитые на столько вариантов, и лезут тебе в горло, как перо фламинго под конец древнеримского пира."

Стр. 574. "Вообще глупость прокатывалась волной по залам Лувра. Одно из глупейших мест мира. (…) В эту живопись входишь как в крупномасштабное извращение, как в гигантский маскарад, где искусственный творец искусственно творит для искусственного потребителя под аккомпанемент торговцев живописью, снобов, салонов, торжественных актов, богатства, излишеств, критики, комментариев, где как рынок, так и спрос с предложением создают оторванную от реальной жизни систему, основанную на фикции…так что же удивляться, что Париж – её столица?"

Стр. 583. "Если мужчина загубит в себе юношу, где ему взять тогда хоть немного легкости, ту силу, которая смогла бы удержать его от постоянного прибавления в весе?"



Locations of visitors to this page


Выписки из дневника Гомбровича (1953 - 1955): http://paslen.livejournal.com/1554058.html
Tags: музеи, цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments