paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Живопись начала XIX века из Тверской областной. ГТГ. Инженерный корпус

Для подложки экспозиции взяли яркий, насыщенный красный фон, из-за чего картины выглядят точно драгоценности, выложенные на торжественный, эстетствующий бархат.

Нынешняя выставка из серии «Золотая карта России», привезённая из Твери, имеет несколько безусловных козырей, выделяющих её из ряда похожих, сообщая дополнительную цельность.

Вся она – про первую половину XIX века, неожиданно ставшую актуальной как по художественным, так и внехудожественным причинам: нынешнее время мирволит не только массовому бегству (неважно куда, в прошлое или за границу), но и эмоциональному раскладу, характерному для минувших эпох.

Время, которое ничего не способно соорудить самостоятельно, ищет поддержки и опоры в опыте предшественников; и тут, конечно, кто во что горазд (что, кстати, тоже характерно для ситуации социального распыления и атомизации, предельного индивидуализма, индивидуальности) – кто-то ринулся в барокко (последний спектакль Дмитрия Крымова по Шекспиру, помимо прочего, это очевидная для меня складчатая барочная феерия, кто-то к антикам, кто-то упал в романтизм, да там и остался.



Романтизм, с его очевидным двоемирием (побегом энтузиаста в экзотические обстоятельства, культом романтического одиночества, плавно переходящим в интерес к собственным корням, заканчивающийся буржуазным примирением и измельчением пафоса) – одна из самых манких для нашего современника площадок.

Тем более, на фоне политической реакции и неудовлетворительного состояния меркантильных нравов.
Тем более, относительной близостью своей к нынешним временам, при этом, лишённой декадентского налёта модерна и пессимизма модернизма.

Романтизм свойственен людям активным и деятельным, хотя и не находящим выхода в нынешний мiр, но при этом, по-дошопенгаурски оптимистично настроенным.

Так вышло, что именно сейчас я читаю книгу Е. Яйленко «Миф об Италии», недавно вышедшую в «НЛО», где рассматривается поточное изготовление романтической художественной продукции, так близкой нынешнему глянцу (Яйленко рассматривает эволюцию, если так можно выразиться, академической гладкописи, паразитирующей на наследии классического искусства), прихожу в Третьяковку, а выставка из Твери встречает меня итальянскими видами Щедрина и Петербургскими набережными, изображёнными под впечатлением Венецианских.

Твери повезло ещё и с Венециановым, который не только был там помещиком, но и создал особую тверскую школу, соединившую в себе намёки на ученичество у итальянцев с особым русским, не менее элегическим, провинциальным духом, заново открывающим для себя возможности живописания, превозмогающим первую робость и внутреннюю деревянность фактуры, свойственную византийским иконам и народным примитивам.

Правда, на выставке в Третьяковке показывают всего одну картину самого Венецианова («Пастушок с дудкой», есть ещё работа его дочери), зато обильно (в количестве пяти штук) привезли холсты Григория Сороки, самого интересного и таинственного ученика Венецианова, картин от которого осталось меньше, чем от Вермеера и даже Джорджоне.

В Третьяковке показывают для небольших портрета кисти Сороки, два его широкоформатных пейзажа, один из которых («Вид на усадьбу Островки с Большого острова») весьма напоминает самую известную его картину «Вид в Спасском» из Русского музея, где крестьянин в остроносой лодке скользит по водной глади, мимо рыбака, точно по прозрачному русскому небу. Точно по поверхности заснувшего времени.

Собственно, на Сороку я и пошёл посмотреть; нисколько не разочаровавшись.

Самая большая его картина на выставке изображает Спасителя, в компании ангелов и детей. Это почти итальянская живопись, правда, не лишённая скованности и некоторого композиционного дисбаланса, из-за которого, тем не менее, можно испытать дополнительное удовольствие (фоточки воспоследуют в следующем, прицепном, посте: http://paslen.livejournal.com/1530266.html)


Locations of visitors to this page
Tags: ГТГ, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment