paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

"Как вам это понравится" Д. Крымова & Co по Шекспиру в ШДИ

Во-первых, меня сильно облили. Там в зал стекает длинный помост, зрителей сажают тесно, я угодил в проход, центр которого закрывала люстра.

- Ну, вам и повезло, - подзуживал ожидания рабочий сцены, назойливо крутившийся в проходе и что-то там вымерявший, - погодите, когда всё начнётся, то мало не покажется…

Моя соседка тут же его расколола (видимо, по интонациям), что, говорит, цирковые? Сразу, де, по ухватам да прихватам понятно…

Я побоялся, что ничего не будет видно из-за люстры, но она, в самом начале, ушла вверх, а по проходу из задних дверей, через весь зрительный зал, потащили бутафорское дерево, весьма раскидистое и корявое.

Ветки цеплялись за зрителей, вызвав нешуточный переполох, по толстому стволу бегала маленькая собачка и ничего не боялась.

Сцена была пуста и бела, дерево пронесли до противоположной стены и вернулись к проходу за новой бутафорией – огромным фонтаном, который начал изрыгать из себя струи воды, как только оказался в центре зрительской массы.

Театралы бросились в рассыпную, поначалу мне удалось достаточно ловко увёртываться от струй, я даже секундно возгордился собственной ловкости, но тут же попал под холодный душ. Штаны и джемпер промокли насквозь, стул оказался в луже.

Придя в себя, народ начал радоваться, и обтираться розданными полотенцами.
Я вытер лоб и протёр очки, готовый к новым испытаниям, но спектакль всё никак не мог начаться.


Шекспир в ШДИ
«Шекспир в ШДИ» на Яндекс.Фотках

Во-вторых, там же всё время на сцене эта собачка, оказавшаяся цирковой и кое-какие номера потом отчебучившая; что тоже показательно: типа, а, вот, переиграйте животное, которое, вроде, невозможно переиграть.

На что спектакль и отвечает: а мы и не пытаемся, у нас совершенно своя свадьба, старающая переженить между собой все органы зрительских чувств, все возможности восприятия, задействовав и тактильную панику, и умиление, и цвет-свет, музыку-пение, словом, все театральные жизни. Плюс цирк.

Пока группа актёров переодевалась в центре помоста в строгие костюмы, в зале оказалась зрительская делегация, возглавляемая Лией Ахеджаковой – она и её спутники, а так же соседи заняли двухэтажные мостки, построенные слева и справа от помоста, превратившись в «обычную публику», комментирующую представление и постоянно отвлекающуюся на разговоры по мобильникам.

Вышло очень смешно и точно: театр в театре, но не со стороны актёров как в «Мышеловке», а со зрительской части – с нынешними нравами и подходами.
Ахеджакова, сидевшая в импровизированной ложе, играла саму себя, отрабатывая «предложенные обстоятельства» в нарочитой и подчеркнутой классической манере, а вот Валерий Гаркалин играл массовку, практически лишённый текста.

Ему, разумеется, в конце спектакля, позволили произнести по бумажке отрывок шекспировского текста, но без этого монолога, как бы зачитанного поставленным голосом и правильными интонациями, легко можно было бы обойтись, спектакль ничего бы не потерял как зрелище (тем более, что Гаркалин привычно «делал глаза»).

Но зато приобрёл новое измерение со стороны «идеологической»: привлекая известных традиционных актёров, давно ставших знаковыми персонажами театральной жизни, он как бы сшиб «старый» театр и «новый», точнее, привычные средства с экспериментальными.

«Вскрытие приёма» происходило постоянно, каждый раз подчёркивая, что сугубый серьёз и переживание (да даже и отстранение) более не канают – мы все знаем где мы находимся и во что играем; главное – играть хорошо, весело и задорно. Изобретательно.

Так что выходит (одна из версий), что «Как вам это понравится» - ещё одна крымовская реплика о современном театре (ну, и, конечно, о театре {театральном веществе, веществе театра} вообще, которому чтобы выжить надо принять новые правила игры.

Причём, буквально новые: про Крымова, ведь, говорят (да я и сам неоднократно писал об этом), что он делает «театр художника», хотя мало кто можно объяснить что это такое – «художественный театр»? Ожившая и развивающаяся во времени сценография?

Но нас этим давным-давно не удивить. Важно сдвинуть точку сборки, предъявить иной подход (который ещё совсем недавно назывался постмодернистским, а теперь, синкретический, выходит [выглядит] единственно полноценном. Не скрывая сложносочинённой природы, все швы свои выставляя наружу.

Но, при этом, не теряя очарования, так как всё выстроено и отстроено, а современный зритель приучен считывать и достраивать смыслы самостоятельно.

Крайне важно быть «не совсем театром», делая что-то немного иное, ибо сегодня только так и можно создать нечто важное и попадающее нерв.
Строить не театр-театр или писать поэзию-прозу, но создавать почеркушки на полях или обжигающие душу смс.

Спектакль по пьесе Шекспира лишён у Крымова классического текста, от сюжета остался лишь несущий каркас, лишённый каких бы то ни было подробностей, нарративных или текстовых, предлагая вольную фантазию из живых или оживших, как это водится, картин.

Тем более, что «Сон в летнюю ночь» у всех в головах, а если кто не помнит или не знает, то и не нужно: ситуация архитипическая, на подкорке записанная, легко считываемая.

К тому же, актёры с самого начала объяснили, что история любви Пирама и Фисбы – история всех любовных пар, начиная с Адама и Евы…

Я же про самое главное не сказал, про любовь, что движет солнца и светила этой сценической машинерии, порождая двух гигантских кукол, соответственно, мужчину и женщину.

Крымчане соорудили двух механических гигантов: гладкую Фисбу с большим ртом и Пирама с фаюмским портретом вместо лица (ближе к финалу портрет юноши заменят ликом зрелого бородатого война: очень уж сильно жизнь потрепала этого персонажа, заколовшего себя деревянной шпагой).

Собственно, эти и куклы и то, что с ними происходит (каждое движение их, плод коллективного труда, обрастает каскадами гэгов и тэгов, то есть, смысловых дорожек, наваливающих всё новое и новое содержание) являются сюжетным стержнем, нанизывающем на себя массу живописных и в крайней степени остроумных придумок.

Крымов строит среду, конкурентную другим явлениям современной жизни, забирающих наше внимание – от кино до шоу-бизнеса, интерактивных медиа и блестючей рекламы.

Чётко осознавая, что просто так нашего зрителя не пробрать, пока не выключишь его из реальности струями холодной воды и не переключишь сознание в сторону созидательного сотрудничества (нашего человека, ведь, и для самого себя сложно заставить потрудиться), а тут – пожалуйста: через эпическую машинерию и всегда роскошную картинку, что сменяется ещё более стильной и проницательной.

Описывать все эти многочисленные находки и не менее многочисленные стили и слои (между прочим, как и положено в шекспировских комедиях) невозможно – хоть фотографируй или записывай на видео: контакт происходит только «здесь и сейчас», рассеиваясь вместе со сценическим дымом и аплодисментами.

Выходит, что, ну, да, настоящий такой театр, не художника или, там, сценографа, но то, что к нынешнему подзатянувшемуся межсезонью доктор прописал.
Полтора часа пролетают как один видеоклип; я не знаю, задумывался такой эффект или нет, но отменно ритмически оформленный спектакль, мчит без перекладных – даже спина не успевает высохнуть.

По крайней мере, у меня так и не высохла.

Фотографии со спектакля: http://paslen.livejournal.com/1527225.html


Locations of visitors to this page


Поначалу, конечно, я сидел и думал: имеют ли они право на такой жест с поливом (особенно в канун зимы, хорошо ещё сегодня тепло, а у меня легкий плащ…), но, когда спектакль разогнался, забрав целиком, захотелось выдохнуть, что, да, имеют.
Рисковано, но проканало. Хотя, конечно, это отвлекает, так как начинаешь думать про рубашку, прилипающую к спине и мокрые брюки – как потом домой возвращаться? Как очки протереть без разводов? Не попала ли вода в телефон? Высохнет ли сумка? А если бы он вёз патроны?
Ну, то есть, вода это как собачка – поди, переиграй. Вышло, что собачку переиграли (тем более, что она дрессированная), а вот воду, всё-таки, нет.

Про спектакль "Корова": http://paslen.livejournal.com/649613.html
Про спектакль "Демон. Вид сверху": http://paslen.livejournal.com/648071.html
Tags: театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments