paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Квартеты" А. Маноцкова по книге поэм Т.С. Элиота на "Платформе". "Винзавод"


Если по честному, то «Квартеты» - вокальный цикл, перемежающийся инструментальными номерами (на сцене четыре артиста-исполнителя универсального свойства и четыре инструмента, редко играющие вместе – концертный рояль, альт, электрогитара и барабан).

Если ты подойдёшь не слишком близко, не слишком близко.// В летнюю полночь услышишь мелодию // дудочки и барабана…»)

Оперой, то есть, синкретическим явлением, состоящим из музыки и зрелища, «Квартеты» делает постановка Олега Глушкова, столь точно и тонко чувствующего музыку, что кажется первоначально была не партитура Маноцкова, но спектакль, для готовых форм которого заказали сопровождение.

Предельная (ну, просто уже на грани) камерность музыкального сочинения оборачивается свободой для каскадов остроумного разыгрывания (инсценировки) элиотовских текстов и подаётся не как ограничение или ограниченность, но, точно вызванная сценической необходимостью, дополнительная возможность – вот ведь как бывает, если всё совпадает и складывается.

Впрочем, после представления [началось на Винзаводе чуть позже 21.00] я прочитал, что музыка и действие сочиняются параллельно под конкретных ребят, поражающих чудесами совместного исполнительства – они и поют то врозь, то попеременно, в разных диапазонах и жанрах, то танцуют, то импровизируют, то дурачатся, то играют, и всё это без какой бы то ни было надсады.

Казалось бы, театральные придумки Глушкова просты и энергоёмки, по-площадному доходчивы и в сто тысяч первый раз, экономны, но как же они работают! Как забирают!



И как прихотливо выстроены у него и актёров каскады микрогэгов, по всей видимости, развивающие и закрепляющие репетиционные импровизации и этюды.

Каждый миг – это смена и переоценка // Всего, чем мы были. Только там не обманемся мы, // Где обманывать уж бесполезно…»)

А. Маноцков "Квартеты". "Платформа". Винзавод
«А. Маноцков "Квартеты". "Платформа". Винзавод» на Яндекс.Фотках

Общий тон, конечно, задаёт музыка Александра Маноцкова, лёгкая, но не легкомысленная, мелодичный, как я его называю, «модернизм с человеческим лицом», крайне современный и, внешне, как бы незамысловатый, не боящийся балансировать на границе с банальным, ан нет…

Это же только видимость простоты, за которой концентрируется, вплоть до выпадания в осадок (чем, собственно, и является Сашина партитура) культурный конденсат.

Вот оно, здесь, место встречи // Времени «до» и времени «после»…)

При этом, что важно: поисковые композиторы-экспериментаторы (интеллектуальнее их, кажется, могут быть только физики-теоретики), как правило, забубенивают сложносочинённые либретто, с сложноподчинённой начинкой из переплетения нескольких языков и эпох, что выглядит, разумеется, крайне суггестивно, но, при этом, предельно заморочено и отвлечённо.

Тем более, если учесть характер исполняемой вместе с этими либретто музыки.

Бог Маноцкова – лёгкость кружевной музыкальной ткани, которую не тянет в обобщения и которая существует для обслуживания какого-то конкретного момента с его набором примет.

Казалось бы, что, вообще, круче подложки из стихотворений Томаса Стернза Элиота, говорящего о наисложнейших проблемах экзистенциальности и темпоральности, да ещё и звучащего в оригинале, ан нет, он, как та самая Гекуба, волнует современного московского зрителя, причём, по нарастающей, как это и задумано создателями спектакля.
Элиот, ведь, пошёл в своих «Квартетах», чьи топонимические названия напоминают человеческие имена и фамилии, по пути, предложенном Джойсом, в «Улиссе» которого каждая глава, помимо основного содержания, несёт какой-то зашифрованный в ней цвет, эпизод из гомеровского эпоса, вид искусства или человеческой деятельности, а так же тот или иной орган человеческого тела.

Так и здесь; всё, во-первых, строится на пронизывающей все смысловые и технические уровни, симметрии, а, во-вторых, каждая из поэм цикла несёт в себе определённый человеческий темперамент, время года и время жизни, стихию и что-то там ещё.
Маноцков поддерживает эту игру в тотальное структурирование, правда, нарушаемое живой и подвижной мелодической тканью, исполненной очаровательного и лукавого разнообразия.

А. Маноцков "Квартеты". "Платформа". Винзавод
«А. Маноцков "Квартеты". "Платформа". Винзавод» на Яндекс.Фотках

Для меня этот спектакль вышел оммажем английской культуре, традиции которой Элиот обобщал и продолжал; нечто похожее, по духу и структуре, только с прямо противоположным (максимальным) размахом было показано на открытии Лондонской олимпиады летом, постановщики которого углубились в толщу веков.

Маноцков создает четыре камерных композиции, внутри которых есть и определённая лидирующая часть и инструментальные или танцевально-мимические номера с определённым шумовым наполнением, дающие возможность сольного выступления каждому из четырёх актёров.

Композитор даёт им стилизации (оплывающего бриттеновского модернизма и графически точёных англиканских хоралов, католического мотета и пару барочных арий, а так же пару роскошных рок-номеров), словно бы пройдясь по всей жанровой и исторической парадигме камерного английского музицирования.

Причём, выглядит этот материал почти аутентичным и лишь добрая ирония минимальных стилистических смещений выдаёт новострой.

Маноцков – композитор светлый и жизнерадостный; многие знают и любят его хорового хармсовского «Гвидона» в Васильевском театре; так вот «Квартеты» продолжают эту линию всем приятного (и на разных этажах восприятия, внятного) музицирования.

Его игра поддержана постановщиком и закреплена исполнителями, то же, ведь, от сцене к сцене смешивающими самые разные жанры, дискурсы и способы существования – от клоунады и мальчишечьей возни до contempotary dance, от капустника с жеванием бумаги до пантомимы, от сценического действия до стремительной и мгновенно исчезающей инсценировки.

От переживания и полного погружения – до представления и тотальной отчуждённости: «Ни исполненность, ни безучастность. Только мерцанье // Над искажёнными мятыми лицами, В отчаянье отчаявшимися от отчаянья…»

Всё это аккуратно нашинковано и подано остроумным, точно на глазах, в игровом режиме, сооружаемым палимпсестом.

слова и мелодия движутся// Только во времени…»)

Кажется, я знаю, кто в нашей стране мог бы написать оперу по джойсовскому «Улиссу»!

Между прочим, технически это крайне интересная задача, если учесть, что помимо трёх первых глав, выдержанных в одной, псевдореалистической манере, все остальные написаны каждый раз в ином, неожиданном ключе.

А. Маноцков "Квартеты". "Платформа". Винзавод
«А. Маноцков "Квартеты". "Платформа". Винзавод» на Яндекс.Фотках

UPD. Александр внес уточнение в мой отклик, сказав, что вся партитура была написана до начала репетиций.
Для композитора Маноцкова важно, что его музыка имеет самодостаточное значение, а не сопроводительный характер.
Чтобы в интернете не гуляла ошибочная информация, уточню ещё раз: мои утверждения про work in progress - это метафора, которой я хотел захвалить неразделимое единство формы и содержания, музыки и спектакля.


Locations of visitors to this page


А. Маноцков "Квартеты" на Винзаводе. Платформа
«А. Маноцков "Квартеты" на Винзаводе. Платформа» на Яндекс.Фотках
Tags: Винзавод, опера
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments