paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Стиль и смысл проекта Дмитрия Гутова "Россия для всех"


Рассуждая о гутовской «России для всех», обычно говорят о политической стороне проекта, совершенно упуская из виду эстетическую составляющую.

Между тем, Гутов тем и отличается от концептуалистов и концептуализма, что пластическая составляющая у него превалирует и нынешний проект, который я давно хотел посмотреть живьём, тому яркое подтверждение.

Просто, как я понимаю, многих вводят в заблуждение буквы, являющиеся не только главным смыслом, но и главным изображением картины.

Это, конечно, концептуальный жест: заменить изображение человека (допустим, его портрет) парой биографических строк, однако, то как Гутов это делает – в шрифтовой эстетике провинциальных киношных афиш (ярких, неровных, нарочито аляповатых) – добавляет зрелищу сугубо пластическое содержание.

Тем более, что все эти локальные буквенные мизансцены просчитаны и расположение имён и фамилий, как и мелкоскопических примечаний по отношению к ним (а так же форма и цвет, высота и ширина отдельных букв) продуманы Гутовым до мелочей, способных вместить и передать оттенки отношения к человеку а) самого художника; б) коллективного бессознательного с которым он разговаривает почти буквально «шершавым языком плаката».

Точнее, кино-плаката, что кажется мне принципиальным, так как отсылает нас к эстетике давно минувших дней, откуда, собственно, и растёт «проблематика вопроса» (современный человек потому и современный, что национальным вопросом уже не заморачивается).


Совмещение «законченного прошлого», откуда мы все растём и из которого невольно состоим, с «настоящим длительным», окликающем прошлое, но наделяющем его новыми обертонами, давным-давно используется Гутовым – как, скажем, в проекте «Б/у», завязанном на эстетике шестидесятнического минимализма или в картинах, изображающих, ну, скажем, обложку «Нового мира» или какие-то иные символические (или наделяемые символическим содержанием) объекты.

Мне нравится в поисках Гутова его законное право на «бедное искусство», которое, при этом, лишено привычной для «русского бедного» декларативной «тяп-ляп»'истости: Гутов делает чётко и на века; корявость его не случайная, но придуманная и продуманная (нет ничего легче, чем нанять шрифтовика, который по линеечке перепишет на холст задуманное).

«Россия для всех» (впрочем, как всё то, что Гутов делает последние годы) логически продолжает идею сдержанных и я бы даже сказал скупых изобразительных средств, проходящих через последовательные стадии лишения артефактов художественной, живописной плоти.

Пиком здесь оказываются его гнутые, металлические конструкции, которые начинались с японских иероглифов и рукописей Маркса, самодостаточных в своей законченной красоте, а продолжились на недавних выставках переносом в металл рисунков Рембрандта, и, уже на следующем этапе, православных икон.

Я уже пытался объяснить эти игры с «усыханием» констатацией «конца света» и новыми антропологическими правилами выживания изображений; есть, однако, ещё один важный момент, который все эти металлические (а так же буквенные) конструкции демонстрируют.

Сдержанностью своей, осознанно или нет, Гутов минимализирует своё участие в визуальной вакханалии нынешнего дня, в зашкаливающей агрессии, отливающейся в каждом из нас перманентной информационной травмой.

Не участвовать (не работать) художник Гутов не может, но вот сделать своё вторжение в реальность минимальным, дырявым, проницаемым – это, ведь, вполне в его силах.

Вот он и пишет.


Locations of visitors to this page


Д. Гутов "Художник и смерть": http://paslen.livejournal.com/864681.html
Д. Гутов "Рисунки Рембрандта": http://paslen.livejournal.com/865325.html
Д. Гутов Иконы: http://paslen.livejournal.com/1352717.html
Tags: Винзавод, выставки
Subscribe

  • Эфраксис № 8

    Lucio Fontana “Concetto spaziale”, 1951, Sammling Benporat, Mailand Песчано-жёлтый, монохромный фон, на нём ряды точек (крестиков, звёздочек),…

  • Эфраксис № 7

    Franz Marc “Landschaft mit Haus, Hund und Ring”, 1914, Из частной коллекции Пример прямо противоположного ряда – кубистическая композиция, где…

  • Эфраксис № 6

    Giorgio Morandi “Stilleben”. 1921, Museum Ludwig, Koln Три предмета (тарелка, сосуд странной формы и рюмка синего стекла) выстроены «лесенкой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments