paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Дневник читателя. Поэма А. Блока "Возмездие"


Как-то очевидно, что Блок её и не собирался дописывать, таким образом, дав импульс распотрошённому кочану «Поэмы без героя», ну, и вообще, повлияв на жанр поэмы после себя («Спекторский» Пастернака etc).

С другой стороны, ощущение некоторого глума, диктуемого формой, постоянных подмигиваний читателю и обнажения приёма (особенно его много во второй главе, почти целиком ушедшей в черновики) являет прямую отсылку к Пушкину, чья демонстративная разнородность внутри одного текста – единственно возможный способ преодоления жанровой инерции.

Жанр поэмы стоит и строится (раздирается) на внутреннем противоречии между построчечной (познаковой, побуквенной) актуализацией высказывания, вообще-то свойственной любым стихам с их уплотнённостью – и постоянно нарастающей инерцией фабульно связанного, развивающегося повествования, которое почти никогда не совпадает с [тоже ведь неестественным, «запыхавшимся»] режимом (темпом) чтения.

«Возмездие» оставляет послевкусие чего-то неповоротливого, вынужденно замедленного.
Это связано с длинным тормозным путём, которые имеют любые её фигуры, риторические или сюжетные – когда каждый раз сложно переключаться на новый дискурс или на новую фигуру, без предварительного полного избытия старой – пока автор полностью не избыл, не разжевал старую.


Три её главы для меня напрямую связаны с логикой построения трёхтомного собрания стихотворений поэта и всю логику внутреннего (впрочем, как и внешнего) строения «Возмездия» следует искать именно здесь.

Не зря Блок планировал четыре главы (+ пролог и эпилог), а вышло три (+ пролог), то есть, логика жизни вмешалась и отстроила жизнетекст и текстожизнь по своему.

Кстати. Следом за ней в моём восьмитомном («голубом») собрании сочинений 1960-го года, сразу за поэмой символически идут, эпилогом, «Двенадцать» и «Скифы», очень даже логично…

Можно было бы конечно расписать более подробно про символические стихи первого тома, целиком и полностью (в том числе и формально) лежащие в XIX веке точно так же, как старомодный тезис первой главы; затем, соответственно, возникает «петербургский» (с его реальностью, падшими женщинами и ресторанами) антитезис второго тома.

И, наконец, вершинный (по мнению Чуковского) третий том, синтезирующий и обобщающий, сюжетно отстроенный, выстроившийся фабульным штрихпунктиром поэм и отдельных сборников (можно даже расшифровать Польшу поэмы как Италию из «Итальянских стихов» 1909 года как важное оптическое движение вовне (+зарубежная же реальность в «Через двенадцать лет») или извне, но что-то вот не хочется, тут важно вовремя остановиться…

«Возмездие» – купол или, если угодно, замковый ключ ко всей поэтической дороге Блока со всеми его индивидуальными и биографическими особенностями.

Если смотреть на неё именно с этой кочки, то все формальные (и содержательные) противоречия поэмы, как мне кажется, снимаются.

Locations of visitors to this page
Tags: дневник читателя, поэзия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments