paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

ГМИИ - 100. "Воображаемый музей". Искусство ХХ века

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках


Как-то, забегавшись, отвлёкся от обещания описать выставки, открытые в ГМИИ к столетию. «Воображаемый музей» расположен не только в главном здании, но и в т.н. Галерее искусств XIX – XX веков; там, где недооценённые предшественники импрессионистов (салон и барбизонцы, Энгр, Коро и Добиньи) обычно пропускаются в едином порыве устремлённости к Моне и Мане.

Я сам сумел оценить всех этих звёзд промежутка совсем недавно, когда читал дневники Гонкуров, вокруг всей этой публики закрученных, позволяющих оценить ценность и Жерико и Делакруа.
И, тем более, Курбе.

Пробегаешь по лестнице, мимо пыльных ориентальных ковров, всадников и наложниц, к расползающимся облакам Дега и Марке, сизым, лиловым, голубиным: в том-то и дело, что дело импрессионистов, оно такое, неконкретное как рояль в кустах, тогда как всё то, что было до них, оно же, несмотря на порывы, стекающие с холстов и гладкопись, конкретное, осязаемое.
Литературное и, оттого, текстуально плотное.
Передаваемое. Заразное.

Строй привезённых в неглавное здание шедевров (ещё во время открытия поразило, насколько мало здесь народа, как демонстративно отсутствует суета, как роскошно развешена, собранная в складки, сонница) открывается исторической залепухой Матейко, меланхолическим ландшафтом Каспара Фридриха, раненным Жерико.
Милле, отныне напрочь пришитый к сюрреализму. К Дали.

Поднимаясь на второй этаж, упираешься в эскиз «Завтрака на траве», висящего напротив пастелей Дега.
Классический модерн исчерпывается одним портретом Маар, привезённом из Базеля, стоптанными башмаками Ван Гога, двумя Модильяни, Мондрианом и Миро.

Да, там ещё висят «Адам и Ева» Климта и, отсвечивая и бликуя, совершенно не получаются на фотографиях.


ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

Я думаю о логике музейщиков, работающих уже не с питательными и питающими подробностями, но готовыми (законченными) информационными блоками, фонетическими метками, обезжиренными ярлычками – на уровне имён и названий.

Я думаю о логике нашего собственного потребления, заставляющего кормиться узнаваемыми именами; вот все эти доски с натянутыми на них холстами, вполне себе фетиши, самодостаточные своей самостью и привлекающие нас для чего?

Вот для чего?
Что в нашем музейном смотрении главное?
На чём зиждется удовольствие?

Залитые лаком окна куда-то внутрь; прерванные киноплёнки; раскрытые на середине книги, над которыми замираешь, блаженно глядя в сторону.

Если совсем уж честно, я не могу сгруппироваться возле этих красочных сгустков, они почти никогда не впускают меня внутрь, отталкивают своей водонепроницаемой поверхностью, водомерку.

Ближе всего к этим картинам стихи, которые, если насильно ткнуть себя в них мордой, могут заставить зашевелиться тактильные соцветья.

На третьем этаже – мини-Бобур – Джакометти на входе. Калдер и Поллак в «закутке Армана».
Большой Ботеро. Выгородка сюрреалистов.
Тэнги, Магритт, Эрнст. Монотонный Дельво.
Отличный Моранди.
Отто Дикс.

Висят на стенах, точно книги на библиотечных полках, нуждаясь в открытии.

Да, того, что они уже есть мало - подлинность способна открыться только фронтально; когда ты выпадаешь из своего естественного ритма.

Пожалуй, всё дело в нарушении инерции, что бы мы под этим словом не понимали.

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


Лихтенштейн из московской частной коллекции (из нее же Калдер и, между прочим, Миро), венчающий экспозицию.

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

Милле

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

Роскошный Жерико из Д'Орсе

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках


Ван Гог из Амстердама

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

Макс Эрнст

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках


Ив Танги

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

Магритт

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

Отто Дикс
ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках

Мондриан

ГМИИ - 100 - Модернизмы
«ГМИИ - 100 - Модернизмы» на Яндекс.Фотках
Tags: ГМИИ, мобилография, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments