paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Выставка, посвящённая столетию ГМИИ. Белый зал; колоннада

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках


Белый зал, обычно принимающий главный выставочный удар, становящийся центром обыденного посещения, в дни столетнего юбилея намеренно убран в тень сельскохозяйственной отчётной выставкой, в которой главное место занимают фотографии и макеты.

Разреженные, впрочем, или же, напротив, поддерживаемые концентратом подлинников – эскизов Сезанна и Матисса, картинами Моне и Ваг Гога, оригиналами Родченко и Тышлера, всего того, что добывалось и вливалось, десятилетие за десятилетием, в общую коллекцию.

Экспозиция эта оставляет странное ощущение некоторой маргинальности (точнее, окраинности и необязательности) такого коллажного подхода, свойственного какому угодно музею или научно-исследовательскому месту, но только не Музею Изящных Искусств.

Как бы не в коня корм, как бы холостой, на первый взгляд, выстрел, хотя, с другой стороны, не противоречащий концепции "Воображаемого музея", чья прагматика - рассредоточить зрителей по залам постоянных маршрутов, а не собирать их в одном каком-то месте: Музей - это не отдельные, особо обжитые участки суши, это живой организм, интересный в совокупности, даже и бролейрной.

Белый зал сам по себе красив и эффектен, чтобы забивать его какими-то дополнительными измышлениями; точно так же и колоннада главного входа темными сортами мрамора и гранита берёт главное внимание на себя (кажется, что сколько бы света там не рассеивали, направляя на выставленные экспонаты, здесь всегда полумрак), поэтому главный экспозиционер попытался разрезать её длинным продольным экраном, висящим под самым потолком перпендикулярно ступенькам.

На него транслируются слайды с главными шедеврами Пушкинского и всяческие умные фразы; если в Белом зале сосредоточили прошлое, вокруг колоннады сгруппировали настоящее (реставрационные и исследовательские работы, открытие Музея частных коллекций и тд), то в выставочном тупичке, венчающем временные экспозиционные помещения гостиничного типа отданы гипотетическому будущему.



НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

сто лет и один день
«сто лет и один день» на Яндекс.Фотках

Здесь развернут объёмный макет будущего музейного городка, работы Фостеровского бюро, а так же выставлена прозрачная, достаточно подробная модель из пластика ("гроб качается хрустальный"), внутри которой размещены коллекции закрытого Сталиным Музея нового западного искусства, который Антонова мечтает воскресить в пику Эрмитажу. Причём, не только на открытии пасхальных юбилейных торжеств...

На макете развития "музейного городка" хорошо видно как светская жизнь (музеефикация цельного квартала в самом центре столицы) расползается примерно так же, как церковное влияние, делающее макет ХХС символически и даже визуально выше всего остального.
Хотя, если приглядеться, вырезан он из одного цельного бруска древесины.

Я хорошо прочувствовал это противостояние когда очереди к поясу Богородицы совершенно не противостояла очередь на выставку Караваджо; каждая из них змеилась по сугубо своей территории траектории.

В этом же закутке висит несколько работ импрессионистов и постимпрессионистов, Кандинского Пикассо, стоят скульптурные модели Майоля и Бурделя, а так же висит несколько работ, которые я никогда не видел – скажем, один достаточно монументальный коллаж Дюфи (см. фото сразу под этой фразой).

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

Кажется, больше всего тому, что творится в Белом зале и его окресностях удивлялись сами смотрительницы, Лидии Альбертовны разных возрастов и конфигураций, на коих я обращал самое пристальное внимание по вполне понятной причине (я придумал свой роман "Едоки картофеля", рассказывающий историю нелёгкой судьбы музейной смотрительницы именнно в этих залах), точно ошалевающие от вала обрушившихся на них временных перемен.

(Обратите внимание на женщину в строгой музейной амуниции с фотографий, расположенных над этим текстом - с каким тщанием она который раз всматривается в полотна Пикассо и Моне, временно, но перенесенные из соседнего здания на "историческую родину")

Точно юбилейные торжества добрались до самых дальних уголков музея, растормошив в нём всё, вплоть до последних гипсовых оттисков, и всех.
Пользуясь случаем, Лидии Альбертовны обходили новинки вместе с вконец ошалевшими журналистами, точно привыкая к ним, обживая их.
Конечно, это и их праздник, на пиру которого они самые незаметные, но крайне важные гости.
И жаль, что роль их, незаметных и растворяющих свои человекочасы в этих вампирических шедеврах, питающихся временем их прожитой жизни, пьющих кипячёное молоко их женственных сил, мало кто понимает.

Идеально было бы сделать про ЛА отдельную подборку, но...
Но лучше пока я поподробнее покажу то, что соорудили в Белом зале.

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

сто лет и один день
«сто лет и один день» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках





Locations of visitors to this page


Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

сто лет и один день
«сто лет и один день» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

НИИ ГМИИ
«НИИ ГМИИ» на Яндекс.Фотках

сто лет и один день
«сто лет и один день» на Яндекс.Фотках
Tags: ГМИИ, выставки, мобилография, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments