paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Location:
  • Music:

Юбилей в ГМИИ. "Воображаемый музей" в главном здании

Сто лет ещё не дед
«Сто лет ещё не дед» на Яндекс.Фотках


Идея выставки проста и потенциальна: разместить привозные шедевры в основной экспозиции и, таким образом, и рыбку съесть и в море искупаться привлечь внимание к основной экспозиции и более чем скромной коллекции фондов, впрочем, не лишённой целой россыпи бриллиантов и жемчужин.

На открытии Ирина Антонова (не перестаю ей удивляться, это что-то из ряда вон выходящее; исключение из всех возможных правил и даже исключений) многократно, точно мантру повторяла: в юбилейном привозе участвуют экспонаты, способные закрыть те или иные лакуны основного собрания.

Точно она говорила это не журналистам и корреспондентам, но ярмарке коллекционеров и потенциальных спонсоров, которые, возможно, прочитают рапортички да посмотрят репортажи и тут же кинутся помогать ГМИИ…

В «Ъ» Анна Толстова очень точно написала о родовой травме институции, задуманной и воплощённой, в первую очередь, как служебной и учебной коллекции слепков; она и анонс свой назвала концептуально и слегка ехидно «Жажда подлинности».

В Белом зале развёрнута параллельная выставка, больше похожая на научно-исследовательский коллаж «по итогам отчётного периода», где, между прочим (разгромом Музея современного западного искусства, возвращением картин Дрезденской картинной галереи, Музеем подарков Сталину, приездом Пикассо и Джоконды, а так же «Москвой-Парижем») показано, что длинная расшифровка название – изобретение относительно недавнее.

Музей изобразительных искусств (что застывает всего в одном шаге от «изящных») в его нынешнем состоянии, как к нему не относись – интеллектуальное и организационное детище Ирины Антоновой, как к ней не относись.

Это важно понимать, так как одно дело – место на карте города, и, совершенно иное, история становления того образа, что закреплен в нашем сознании как некая из века вечного данная данность.
Главная проблема ГМИИ не в коллекциях (видали и победнее), но в несоответствии её роли на первоочередность, в несоответствии притязаниям, которым сложно смириться, ну, скажем, с наличием Эрмитажа.

Поэтому образ музея и вытягивается тем, что помогает обойти лакуны – постоянно кипящей выставочной работой, которая, несмотря на многочисленные недоработки (финансы как всегда поют романсы – а, с другой стороны, альтернативы в городе ему в этом нет и не предвидится), приводит к тому, что ГМИИ воспринимается в первую очередь как прокатная площадка.

Этакий Театр Мюзикла.



Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Вот что важно: ГМИИ – музей городской, сугубо московский, то есть, столичный, и по сути своей и по наполнению, хотя претендует он (особенно в последнее время) на роль «всемирной отзывчивости» и «международного представительства», что, в общем-то, почему-то кажется нормальным – раз в Москве министерства и посольства, то ГМИИ это, де, тоже такая посольско-правительственная представительская институция, которую надо надувать и надувать. Подобно Большому или Малому театру.

В действительно всё не так. Точнее, не совсем так.

Дымовая (рекламная, пиарская) завеса [как ещё одна сторона менеджерского гения Антоновой] мешает реальному пониманию целей и задач ГМИИ, превращая его в театр больше, чем нужно
.
Это отдельная большая тема (недавно с Шабуровым, прогуливаясь по выставкам Свибловского Музея, немного говорили об этой зависимости институций от харизмы их лидеров, превращающих любой Музей в Театр. Харизма в этом случае как раз и есть механизм мутации и превращения) – хорошо если есть внутри и вовне коллектива такой харизматик (тем более, что на виду у всех время от времени появляются и комические явления, типа Метаксы из Музея Востока), способный цель не только сформулировать, но и исполнить.

Хотя бы частично, тогда как Антонова сделала больше, чем нужно, даже книжно-сувенирный магазин в Греческом дворике открыла, чтобы точно уже «всё, как у людей» было.

Я зашёл в эту лавку, назначенную быть «музейным магазином»; она остро пахнет только что завезёнными книгами и обречённостью на убыточность. В ней не было ни одного человека не оттого, что никто про неё не знает (Антонова зазывала всех туда неоднократно), а потому что она сделана не по правилам. Очень по-советски (волевым решением). Очень по-московски (понты-понты), так как размаху деятельности ГМИИ вполне хватает киосков в фойе и гардеробе.

Впрочем, это всё частности, хотя и делающие главное впечатление.

Я хотел больше рассказать про саму выставку, которую залы Музея приняли как родную, растворив внутри себя привозные шедевры точно так же органично как за некоторое время до этого они растворили реституционные работы, а до этого – реквизированные у богатых коллекционеров.

(В этом, кстати, проявляется ещё одно важное фундаментальное сходство Театра и Музея – они на большой беде растут и пухнут, буквальным воплощением максимы «кому война – кому мать родна», причём не только в смысле политических кризисов, но и во всех прочих смыслах, вплоть до самых бытовых)

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

Привезённые объекты (не только картины, но и большое количество древних артефактов) отметили другим цветом стены (в основном здании он бордовый, вместо серого или голубого, которым оформлены аборигены или наоборот, отметили серым в залах с красной подложкой), поместили рядом развернутую аннотацию, включающую в себя ещё и справку о музее, к которому шедевр приписан.

Что немедленно связалось с общедоступной серией альбомов «Музеи мира», продающихся каждую неделю в киосках (серия, изданная «Аиф»'ом плавно перешла в серию, изданную «Комсомольской правдой»).

По сути, это многократно (и, во многом, механически) повторённый вариант жанра «выставка одной картины», по случаю юбилея, раздутый примерно так же, как раздут и сам Музей (точнее, его образ).
В этом смысле, «Воображаемый музей» является «вскрытием приёма» и «актуализацией высказывания», «фройдовской проговоркой» и вполне очевидным вытеснением, явленным городу и миру для широкого потребления.

Сначала я хотел ограничиться одним постом, но понял, что нащёлкал крайне много снимков, поэтому решил разбить их на три поляны – отдельно «Воображаемый музей» в основном здании, отдельно – в «Галерее искусства стран Европы и Америки», отдельно – выставка по истории из Белого зала и анфилады.

Круглая дата обязывает. Будем отмечать.

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

сто лет и один день
«сто лет и один день» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

сто лет и один день
«сто лет и один день» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках


Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


Большинство дневностей привезли из Археологического музея в Неаполе и собрания Музеев Дрездена (причём, в основном, не из самой Картинной галереи, что показательно и символично).

сто лет и один день
«сто лет и один день» на Яндекс.Фотках

сто лет и один день
«сто лет и один день» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

***

Эта луврская картина братьев Ленен напомнила мне "Едоков картофеля" Ван Гога.

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках


Портрет Дидро, работы Фрагонара (вообще, французской живописи на выставке больше, чем итальянской или испанской).

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках


На той же стене офигительно свежей - Шарден.

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках


В этом же зале - Ватто.

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках


Без работ Давида тоже не обошлось (хотя Курбе в соседнем зздании круче).

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках


***

Гейнсборо.

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках


Дюрер и Гольбейн.

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

Работа Босха совсем маленькая.

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

Мемлинг

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Ван Дейк (типа: спасибо, Рубенс у нас уже есть)

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Франц Хальс

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Веласкес из Прадо

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

А начинается "Воображаемый музей" с глянцевого Карпаччо, прекрасно дополняя небольшую, но крайне эффектную коллекцию местных итальянцев (есть и Симоне Мартини и Ботичелли и эскизы Тьеполо и Веронезе, Борзино, ну и много ещё кто).

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Во славу Лидии Альбертовны
«Во славу Лидии Альбертовны» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

Кстати, местный Ботичелли (в качестве бонуса).

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках

Сто первых лет одиночества
«Сто первых лет одиночества» на Яндекс.Фотках
Tags: ГМИИ, мобилография, музеи
Subscribe

  • Фототанка про Моне

    « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках…

  • Кандинский о Моне и цветопередаче Москвы

    Кандинский познакомился с новой живописью через «Стог сена» Моне, вы­ставлявшийся на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 го­ду.…

  • Моне. Порция декабрских строк

    Для всех опоздавших на поезд, в последний раз поясняю, что логики в этом тексте искать не стОит, здесь какие-то иные эффекты работать должны. Ибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments