По фотографиям Ай Вэйвея совершенно не видно, что это одна из главных артистических величин современного искусства: две сотни чёрно-белых фотографий, выбранных из десяти тысяч, сохранившихся с тех времён (1983 – 1993, по тысяче фотографий за год, что ли?!), когда молодой посланец элиты коммунистического Китая приехал на учёбу в Нью-Йорк, оказываются обычным дневником путешествия и вживания в новую среду.
Развёрстанным [фото]блогом, важность которого возникает постфактум, когда свидетель сам становится объектом поклонения - и это ещё один случай интереса, оказывающегося шире конкретных изображений (это, впрочем, касается большинства выставок ММАМ, которые манят и подмигивают темами и вариациями, как бы не пуская внутрь; обозначают явление, но не раскрывают его, заставляя скользить внимание за стеклянной поверхности стильных паспарту.
Архетип, запечатлённый в вольтеровском «Простодушном» (и называемый Шкловским «отстранением») действует и здесь, помогая молодому китайцу увидеть и зафиксировать то, что аборигенам кажется данностью.
Особенно доставляет пристальное внимание к фигуре Алена Гинзберга, его квартиры-берлоги, его поз и гримас (этим фотографиям выделена пара отдельных стен), из-за чего Шабуров, зловещим шёпотом поинтересовался у меня сексуальной ориентацией Вэйвея, точно я знаю его лично.
А ведь там, помимо Гинзберговской агеографии фотографии трансвеститов обоих полов и прочие символы столичной вольности, такие же непреходящие, как, скажем, Дмитрий Александрович Пригов для Москвы того же самого времени и той же самой роли эмблемы центровой богемности (поэтической авангардности, ощущения !причастности!).
Хотя, возможно, в каждом виде искусств есть или были свои Приговы и Гинзберги.
Сами же по себе фотографии, ну, ничего особенного, я же говорю – «дневник путешествий» молодого человека (тем более, ещё и не особенно структурированный), которому ещё только предстоит интернациональная карьера.
Которая, не факт, что могла бы состояться; тут, ведь, иное важно – светлая и сверкающая, посверкивающая движуха, которыми бликуют снимки, есть обаяние молодости, исполненной оптимизма и радужных планов.
Достаточно посмотреть на нынешние многочисленные автопортреты Вэйвея, чтобы увидеть, что интернациональная востребованность особого счастья не добавляет.

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках

«Ай Вэйвей в Нью-Йорке» на Яндекс.Фотках