paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Ментальные стихи


Сегодня на концерте (между прочим, косвенный показатель качества исполнения) Orchestre de Paris в КЗДС я сформулировал важную для себя мысль, касающуюся кризиса в современной поэзии, обмелевшей до уровня Арала («бывшего бессточного солёного озера»).

То, что раньше было подспорьем ускорения (мыслительного, языкового) – форма – стало «главным тормозом на пути прогресса»; тем самым роковым камнем преткновения, за который куда и по какой дороге не пойдёшь, всё равно никуда не выйдёшь: до неприличия разношенные размеры (жанры, дискурсы) не дают никакой возможности соприкосновения с чувствилищем совсем как в случае с гениталиями заслуженной проститутки.

Тут, как в случае с экранизациями и инсценировками, нужно пытаться не буквально копировать накопленное к сегодняшнему дню (тем более, что думать в стихах, вообще-то, мало кому удаётся, много меньше, чем в жизни), но создавать аналоговые [конгениальные] формы.

Собственно, на концерте я и придумаю такую ментальную поэзию, в которой сугубо поэтические средства переводятся на уровень сообщения.


КЗДС
«КЗДС» на Яндекс.Фотках

Пожалуй, это главная претензия к современным стихам – они не умеют думать, и, оттого, не дышат: выразительные средства же должны выражать что-то ещё, помимо себя самих, однако, сегодня чаще всего они оказываются гипсовыми [полыми внутри], точнее, гипсокартонными. Разбодяженными.

Между тем, общее ускорение жизни и способностей информации более не потворствуют информационной вальяжности, лишённой намёка на рему; теперь уже никто не хочет с ней ковыряться и её выковыривать; между тем, выразительные средства весьма функциональны, если их перевести в мыслительный регистр.

Здесь все узнаваемые поэтические элементы (ритм, любого вида рифмы, звукопись, да что угодно) соответствуют плотным ментальным сгусткам, которые не стараются казаться стихами в привычном их образе, но делают фиксируемые остановки [мгновенные полароидные снимки] мыслительного процесса, вызывая в читателе те же самые ощущения и удовлетворяя те же самые потребности, что обычно ожидаются от стихотворений.

Это не «проза поэта», как оправдание чему-то аморфному я внутренне вялому и не «стихи в прозе», спасающие неумех, не Сен-жон Перс и не Лотреамон, но, тогда уж Чоран или Розанов; предельно концентрированные отрывки (?) повышенного суггестивного и семиотического ожидания, возбуждающие как ассоциативные, так и мыслительные цепочки. Крайне личные (оттого и способные быть ещё и документом, дневником, ну, да, «всё как у людей»).

И существующие за счёт чёткости ментальных сцепок с неявно выраженным (скорее всего, интеллектуальным) ритмом [когда повторы не формальные, но, может быть, даже невербальные]. Ну и т.д. Надоело расшифровывать.

Всё равно кто хотел, тот уже понял.


Locations of visitors to this page
Tags: литра, поэзия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments