Причины конвульсий по Этмюллеру: «почечные колики, кислотные гуморы при меланхолии, рождение во время лунного затмения, близость шахт, где ведётся добыча металла, гнев кормилицы, осенние фрукты, запор, наличие кизиловых косточек в прямой кишке и, более непосредственным образом, страсти, прежде всего любовные…»
Причинами безумия по Дюфору могут быть: «душевные страсти, напряжение ума, усиленные учёные занятия, глубокие размышления, гнев, печаль, страх, долгая изнуряющая грусть, отвергнутая любовь…»; так же, в причинах – чрезмерно тёплый, холодный или влажный воздух, определённые климатические условия, светская жизнь, «любовь к наукам и занятия словесностью, ныне гораздо более распространённые, чем прежде… растущая роскошь, делающая жизнь и господ, и их слуг гораздо более изнеженной», чтение романов, театральные спектакли, всё, что будоражит воображение…»
Блэк, изучая сумасшедших в Вифлеемском госпитале в 1772 – 1787 гг., отмечал следующие этиологии безумия: «наследственная предрасположенность; пьянство; слишком усердные учёные занятия; горячки; последствия родов; засоры внутренних органов; контузии и переломы; венерические болезни; ветряная оспа; слишком быстро подсыхающие нагноения; невзгоды, тревога, огорчения; любовь; ревность; чрезмерное благочестие и приверженность к секте методистов; высокомерие…»
Спустя пару лет, в 1804 году, Жиронди составляет для МВД отчёт о состоянии Шарантона; он заверяет, что сумел собрать «верные сведения», позволившие ему в 476 случаях установить причину болезни:
«151 человек заболел вследствие живейших душевных переживаний, каковы ревность, неразделённая любовь, непомерная радость, честолюбие, страх, ужас, глубокая печаль; 52 – через наследственную предрасположенность; 28 – через онанизм; 3 – через сифилитический яд; 12 – через злоупотребление радостями Венеры; 31 – через злоупотребление настойками на спирту; 12 – через злоупотребление умственными способностями; 2 – через обитающих в кишках червей; одна – от последствий часотки; 5 – от последствий лишаев; 29 – от молока матери; 2 – от солнечного удара…»
И дальше – глава про лунатизм
(тезис Ле Франсуа (1707): «Estne aliquod lunae in corpora humana imperium?» - «Существует ли какая-либо власть луны над человеческим телом?»).
Мишель Фуко «История безумия в классическую эпоху», стр. 230 – 232 (из главы второй «Трансцендентность бреда»)
Перевод И. К. Стаф
«Университетская книга», СПб, 1997