paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Дневник читателя. А. Писемский "Путевые очерки"


«Пропасть грязных мелочных лавочек, тьма собак, и все какие-то с опущенными хвостами и смирные; наконец, коровы, свиньи и толстоголовые татарские мальчишки, немного опрятнее и красивее свиней…»

Очерк Писемского про поездку в Астрахань 1857 года, в основном, состоит из описания дороги до города и въезда в город, а так же цитирования исторических хроник времён Степана Разина, которым подменяется текстуальная протяжённость самого путешествия (закопаться в историю это, ведь, тоже приём передачи).

Три четверти очерка – история, три четверти оставшегося объёма – проезд до гостиницы; схожим образом построен и очерк путешествия в Баку: долгое описание плаванья, эффектные виды города с воды, «прелесть первого впечатления Баку совершенно пропадает, когда войдёшь во внутрь её. Кто не бывал в азиатских городах, тот представить себе не может что такое бакинские улицы: задние, грязные закоулки наших гостиных дворов могут дать только слабое о них понятие…»

Гостиный двор (то есть, привычное) как единица измерения.
«Кто не бывал…», а вот Писемский сподобился, теперь он бывалый человек, описывающий новые для себя пространства [в основном, через ландшафты] с дотошностью и последовательностью художника-академиста – с рисунками и подготовительными эскизами, подмалёвком и нанесением точных мазков и деталей.


Небольшие очерки, а всё в них, как внутри организма, сбито и подогнано, что значит – рука мастера; пара случайных страниц, а, тем не менее, впечатление есть и гудит как азербайджанская народная музыка, которую Писемский дважды (!) описывает дотошнее всего остального (экзотика!).

«…мы увидели бедно одетую толпу народа с музыкантами, которые при нашем приближении заиграли на зурнах, заколотили в барабаны. Напрасно я старался в этих оглушительных звуках уловить хоть какое-нибудь сочетание – каждый, кажется, выколачивал и выигрывал, что ему вздумалось и захотелось…»

Музыка – метафора понимания; постепенно приятия: ухо принимает чужеродный мелос точно так же, как глаз – особенности ландшафтов. И вот уже через пару страниц (объём для путевых очерков Писемского достаточный) поездки в монастырь, писатель возвращается к народной музыке, начиная различать в ней отдельные инструменты и мелодическую основу.

«Один надувал что-то вроде флейты – дюдюк; другой бил в бубны – каваль; у третьего была как будто бы скрипка – каманчар, у четвёртого – гитара с проволочными струнами – сас; барабан – нагараи зурна. Заиграли они песню и как будто бы покладистее прежнего; но вот один из музыкантов, кажется, гитарист, запел, или, скорее, завизжал, как будто кто-нибудь ущипнул его за руку или за ногу и немилосердно жал…»

Очерков всего четыре, помимо Астраханского и Бакинского, есть ещё и рассказы о более локальных, внутри пребывания в одном городе, путешествий – на Бирючью косу, о которой Писемскому рассказывает едва ли не каждый астраханец и про Тюленьи острова на Каспие, где, действительно, обитают нещадно истребляемые тюлени.

На Бирючьей косе, куда, по ледоколу и без, добирались с большим трудом и едва ли не лишениями, описание которых и составляет содержание очерка, находится, «на совершенно бесплодной земле», карантин; на Тюк-караганском полуострове и Тюленьих островах содержания ещё меньше.

« - Вот здесь умирали чумные и холерные, - говорили нам, указывая на маленькие комнатки.
«Ну, чтобы только видеть это, не стоило ехать сквозь лёд, через отмели», - подумал я…
»

Писемский намеревался написать о юге России и Кавказе полноценную книгу, однако, оставил только четыре этих очерка, более похожих на наброски, с которыми произошло примерно тоже самое, что и с рукописями путешественника Джона Скотта.
Его "наследники, - пишет Стендаль, - сыграли с ним скверную шутку, напечатав дневник путешествия в Милан, над которым он работал. Дневник ещё не разукрашен ложью. Это голая основа будущего путешествия..."

Locations of visitors to this page
Tags: дневник читателя, нонфикшн, очерки, травелоги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments