paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Сфера любви

Бирнамский лес
«Бирнамский лес» на Яндекс.Фотках


К скульптурной композиции Митрохина, возникшей на моей памяти, в перестроечные, что ли, годы, как реакция на какие-то там общественные изменения, которые обязательно должны были быть зафиксированы и в городских объектах, претензии могут быть предъявлены точно такие же, как к мемориальным работам Церетели, прозванными в народе "подсвечниками": слишком уж много в них подробностей, избыточных кудряшек.

Такие артефакты хорошо смотрятся в мастерской (тут нужно упомянуть, что первая и основная специальность чердачинского мастера - ювелирка, с помощью которой, собственно, и заводятся нужные знакомства, помогающие продвижению нелепиц любого сорта), но переносимые в ненатуральную величину, раздуваются, превращаясь в оформление [и это в лучшем случае] кукольного театра.

Тем не менее, несмотря на очевидную прагматику (автору - денег заработать, городу - легитимно-обрядовое место заполучить [как-то легко представляешь мнимую аргументацию при принятии решений: де, так у ас молодожёны кортежами по городу мотаются, а так цветы к одному месту складывать будут <при том, что места для букетов в этом свадебном пунктуме очевидно не предусмотрены>]) интересно расшифровывать непреднамеренные послания, которые подобные строения пускают.

Очевидный слом пропорций <кажется, что единственно возможным способом восприятия "Сферы" является вид сверху> делает главным событием не голубую сферу с желтком посредине, вероятно, символизирующую хрупкий небосвод под которым пролетают две обнажённые фигурки, вырастающие из мощных, кряжистых стволов деревьев, но сами эти неохватные стволы, более всего взаимодействующие с глазами на уровне глаз.



Общий план
«Общий план» на Яндекс.Фотках

Пытаясь вообразить себе логику любовного полёта, пеленающего тела любовников воздушными потоками, автор распушил металлической девушке волосы, задрав их вверх таким образом, что они превратились в водоросли (тем более, на фоне голубого фона; тем более, по логике движения тела вверх или вниз).

"Хрустальный купол" материален, он не подчёркивает, но ограничивает полёт любовной пары, как бы придавливая его к земле (против лёгкости голубого стекла говорит его перегруженность отдельными элементами), из-за чего "Сфера любви" начинает напоминать территорию подводного царства.
Декоративная мишура по бокам от человеческих фигур и "деревянных" деревьев, легко превращается (особенно в тёмное время суток) в стайки рыб, в водоросли, в сволочь, сволакивающуюся по дну и которой являются те, кто сюда, под эту самую сферу, приходят.

Всю эту несуразность, впрочем, можно было бы признать милой, если бы не одно важное обстоятельство, делающее жизнь памятника конечной.
Два других важных чердачинских памятника (Орлёнку и Ленину), вместе с которыми "Сфера любви" образует геометрическую фигуру (едва ли не равнобедренный треугольник), символизирующую метафизический центр города (точнее, один из трёх-четырёх главных символических треугольников центра силы), выглядят более основательными, несмотря на единственные, а не множественные, как у Митрохина, постаменты.

Понятно, что вся физика "Сферы" завязана на конструкторские, архитектурные расчёты (точнее, просчёты), обеспечивая куполу и фигуркам в его акватории устойчивость, поэтому говорит она не столько про чувства, сколько про логику земного притяжения и неумение строить просто и органично.

Ненужная вычурность и суетливость декора работает против "серьёза", который возникает из чёткого отбора деталей (чем меньше деталей тем больше "серьёза", закономерность чётко работает в обе стороны, хоть пропорцию выводи), минимализм всегда рулит, как и умение отделять главное от второстепенного (первый признак не-графомана).

Мессидж этот усваивается зрителем бессознательно и, таким образом, автоматически переносится на специфику любовно-семейных отношений, которым посвящена вся эта скульптурная группа, поставленная недалеко от кинотеатра "Урал" на необработанной целине отсутствующего здесь парка.

Такова она, значит, любовь по-чердачински, тяжеловесная, бесприютная, подземно-подводная, как и вся хтонь, образующая устойчивую (но никем почти не учитываемую) местную мифологию с которой горожане обручаются, защёлкивая замочки на ледяных металлических перилах палубы (ещё один плюсик в сторону "морской" или, если точнее, аквариумной, аквапарковой трактовки): когда я проходил мимо "Сферы" в недрах её декоративной дубравы распивала шампанское очередная новобрачная пара, вместе с родственниками и знакомыми.
Горько!

взгляни на акробатов
«взгляни на акробатов» на Яндекс.Фотках

подходы с ключами
«подходы с ключами» на Яндекс.Фотках

металлические буратины или прости нас, Гауди
«металлические буратины или прости нас, Гауди» на Яндекс.Фотках

Locations of visitors to this page


Решение пространства
«Решение пространства» на Яндекс.Фотках

желток яйца
«желток яйца» на Яндекс.Фотках

поддон
«поддон» на Яндекс.Фотках

Под куполом цирка
«Под куполом цирка» на Яндекс.Фотках

бароккетто повторений
«бароккетто повторений» на Яндекс.Фотках

знаки зодиака
«знаки зодиака» на Яндекс.Фотках

водоросли
«водоросли» на Яндекс.Фотках

желток яйца
«желток яйца» на Яндекс.Фотках

ноги и замки
«ноги и замки» на Яндекс.Фотках
Tags: Челябинск, зима, мобилография, скульптура
Subscribe

  • Твит дня. Антон Чехов

    Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он?

  • Твит дня. А. Гельман

    Только пережив ожидание исчезновения, можно по-настоящему ощутить прелесть присутствия в жизни.

  • Твит дня. Владимир

    С годами перестают удивлять подлость, предательство и лицемерие, зато все больше изумляют добродушие, надежность и открытость.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments