paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Возвращение блудного попугая

Цвиллинговский театр
«Цвиллинговский театр» на Яндекс.Фотках


Мама вчера показала в газете объявление о читках современных пьес на малой сцене театра, который, когда я в нём работал, носил имя Цвиллинговского (и всем нужно было объяснять, кто такой Цвиллинг), а теперь называется Орловским. Вход бесплатный для всех желающих.

И всем в стране (за пределами области) снова нужно объяснять, что это не про город Орёл, но про Орлова Наума Юрьевича, руководившего областной академической драмой с 1974 года до самой своей смерти в 2003-м (театр переименовали, кажется, когда сорок дней не прошло), который меня на работу принял и он же меня и уволил десять лет назад.
С тех пор я в этом учреждении культуры не был. Отсутствовал.

Написав, кстати, роман, в котором фунциклирует вполне узнаваемый театр, похожий на замок и труппа, пестуемая своим худруком Лёвушкой (про роман, кстати, НЮ знал и сатирическим элементам описания не возражал, можно сказать, даже приветствовал, хотя, скорее всего, ему уже было всё равно - собственное дряхление он принимал [и достаточно правильно] за конец мира и конец театра (и конец всего-всего).

А сегодня, воспользовавшись "новой драмой" я пожелал размочить разлуку, ну, и пошёл; тем более, что снежок, тепло, свежо, светло.
Прогулялся до театра, пробрался на малую сцену, которая к началу эскиза спектакля "Оркестр "Титаник" Тимура Насирова заполнилась почти полностью.

Раньше на малой сцене почти никогда не убирали стеклянную "арлекиниаду" Татьяны Ильиничны Сельвинской - разноцветный, под венецианский карнавал, задник с верандой, в которой шли пьесы "чеховского цикла" (единое оформление "Безотцовщины", "Дяди Вани" и "Вишнёвого сада", поставленным с практически одними и теми же актёрами эффектно превращало все опусы А.П. в метатекст).


Закулисье малой сцены
«Закулисье малой сцены» на Яндекс.Фотках

Карнавала не будет
«Карнавала не будет» на Яндекс.Фотках

Часть Чеховской веранды от Сельвинской
«Часть Чеховской веранды от Сельвинской» на Яндекс.Фотках

Теперь эти стёкла сгружены у стены в закулисье, в перерыве мы с Олегом Петровым, главным художником театра, когда поднимались к нему в мастерскую, проходили мимо них, пыльных и печальных...
Я увидел Петрова среди публики и тут же его окликнул по фамилии, так как вижу, что ВООБЩЕ НИКТО НЕ УЗНАЁТ - ни помреж Саша (наши кабинеты были рядом), ни дочка завтруппой, по моим следам ставшая завлитом.
Ни актёры.

Как человек мнительный, я решил сначала, что это игнор какой-то тотальный, но потом Олег подвёл ко мне нового директора театра, затем подошла Марина Аничкова, вот и Таня Каменева кивнула, и Качурина в мою сторону кудрявой головой двинула (она, вместе с Цапником и Акимовым, свой "спектакль" показывает в понедельник). Значит, и вправду просто не ожидали увидеть, вот и хлопали глазами мимо?

Тут же, в зале, обнаружил постоянных чердачинских театральных завсегдатаев, вот уже не первое тысячелетье обязательно посещающих все немногочисленные премьеры, смотры, показы и обсуждения.
Секция критики, люди из "Манекена" и из, разумеется, ТЮЗа, Лоевский, который, собственно, этот фестиваль ("Драма в городе "Ч") и организовал, незанятые актёры, Бобков.

Спектакль Насирова по пьесе Христо Бойчева начинаясь как драма абсурда в беккетовском духе медленно, но верно дрейфовал в сторону пелевинских отношений с реальностью или её отсутствием.
Многослойная, многословная пьеса, точнее, даже не одна, а несколько пьес (ну, или скетчей) внутри одной, не требующей, на мой вкус, особого психологически утончённого рисунка.

Такие пьесы, как балеты Баланчина, должны строиться, подобно абстрактным композициям, без углубления в подробности, тогда как "актёры старой школы" (а иначе в Чердачинском академическом не умеют) такими подходами не владеют.
Здесь, какие бы самовары не собирали, всё равно выходят танки; в лучшем случае, танкетки.

Вообще, по составу игравших (Сергей Алешко, ещё больше, уже просто до полного неразличения, походящий на Андрея Арсеньевича Тарковского; вечный премьер Алёша Мартынов; Лариса Нифонтова и два парня мне уже неизвестных) и собирающихся играть "стариков" (Качурина, Акимов, Цапник) видно, что в театре безвременье, репертуар состоит из случайных названий, играть нечего, вот актёры, привыкшие вкалывать на износ, и пользуются любой возможностью чтобы показаться, размяться, попробовать себя в новом материале, каким бы он ни был.

Оркестр Титаника
«Оркестр Титаника» на Яндекс.Фотках

Ослепительная мизансцена
«Ослепительная мизансцена» на Яндекс.Фотках

Цвиллинговский-орловский театр находится под гнётом двойного системного кризиса - во-первых, всего российского драматического театра, которому особенно нечего сейчас сказать; во-вторых, собственного развала и отсутствия какой бы то ни было художественной программы.

После смерти НЮ и смены двух худруков (а так же плеяды приглашённых середнячков) осталась выжженная земля, отбывание барщины и разнокалиберная, постепенно расшатывающаяся труппа, которую НЮ осознанно собирал как антологию и, как он сам любил повторять, как букет; в самую пору каламбурить, да, вот, не хочется.

Это очень сильное впечатление из утонувшего под многолетним снегом прошлого - спуститься под землю в бункер малой сцены с низким потолком и отсутствующей вентиляцией, где за всё время моего вынужденного отсутствия поменялся только задник - декоративный, Сельвинской, убрали, оставив чёрную, точно прокопчённую, облезлую, голую стену.

Спектакли начинаются, когда в городе уже темно, идёт снег, включена торжественная подсветка <здания>и праздничная иллюминация центра; искусственные, люминесцентные, концентрированные цвета превращают Площадь Искусств (?) и прилегающие к ней конторские здания в Театр-Театр, где ничего и никогда вообще не меняется.

Ну, то есть, конкретные люди уходят и приходят, но театральная система Чердачинска сама по себе без- и вне-личностна; в этом трюме, вне воздуха и времени, сопит себе неагрессивное коллективное бессознательное, позволяющее даже суровым уральским мужчинам грезить о искусстве игры и самореализации в нём (не говоря уже о несуровых уральских полумужчинах).

Те же люди, те же лица, подходы и даже "новая драма" здесь кажется застывшим слепком традиционной "репертуарной политики", особенного хладнокровного [читай, рыбьего] уральского модернизма, застывшего на рубеже 60-х и 70-х годов в усилии и самосеве извечного мифостроительства.
Сколь тщательного, столь и тщетного.

Эта реальность (я бы назвал её "субреальность", третичная моделирующая система) имеет весьма сильное центробежное движение, она сильна вот этим бесприютным и бесплодным ежевечерним всасыванием в себя, межеумочностью тотального (заполярного как вечная мерзлота) межсезонья и, конечно, имеет полное право на полное существование.

Да-да, точно это ещё не сам театр, но игра в театр; то, каким театр должен быть. Или мог бы быть, если бы, вдруг, возник внутри плафона венецианской школы на каком-нибудь особенно фигуристом облаке [что, при этом запредельном эстетизме, требующем служения и ВСЕЙ жизни служки, вовсе не противоречит крайнему заземлению и сермяжной, в синтетическом платочке на понурую голову, бытовухе].

Эх, не зря все эти дни я постоянно вспоминаю художников сурового стиля с их особой выразительностью - сдержанной и мощной, минималистичной и компромиссной: Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец; вроде посмотришь - ничего особенного и всё, как у всех, но если присмотришься в этот расфокус...

В перерыве поднялись к Олегу под крышу. Наума вспоминали, и Нину Митрофановну, и Макарова, и кого только не; именно вспоминали, а не судили-рядили.
Он, разумеется, рассказывал про тех, кто раньше... кто где... да кто как... Актёры, режиссёры...
Раньше мастерская его была заставлена макетами да театральной бутафорской мелочью, теперь, говорит, все больше за компьютером работаю.

Инсульт пережил, совершенно оправился, дальше работает, когда работа есть - по тому, как он, всегда сдержанный, хотя и всегда ровно радушный, навстречу мне кинулся, было тоже как-то дополнительно понятно НАСКОЛЬКО непростые и ПУСТЫЕ времена переживают экс-цвиллинговцы.

Закончилось всё презабавно и очень даже символически. Спустились на читку Пулинович, сели во втором ряду, стали слушать - ребята, разве что за исключением Оли Рождественской с последнего курса НЮ, что расцвела и стала ещё краше - все сплошь незнакомые, "новые".

Читка Пулинович
«Читка Пулинович» на Яндекс.Фотках

Как од
«Как од» на Яндекс.Фотках

И тут звонок на московский мобильный, сначала от тётки, затем от мамы, вышел в коридор, ответил; оказалось, что сработала сигнализация (родители в это время были в ресторане на юбилее Аллы Фишеевой).
Добрый Петров сказал, что на машине и может подбросить; пришлось сорваться, поехать домой.

Подъезжаем на АМЗ, а тут, как раз, отец из такси вылезает, тут же бобик охранной конторы; все вместе входим в тёмный дом; заговорщески падает шпионский снег; настроение как в боевике.
Парень в камуфляже идёт по датчикам на кухню, где показывает, что сработала (сначала мы на кошку, как всегда, грешили, пани Броню-Белое-Облако) камера над холодильником.

И тут же снимает паутинную прядку, которая, спустившись с потолка, попалась под луч обзора и начала фонить.
Какая у нашей сигнализации, оказывается, тонкая душевная организация!

Но дело не в её техническом совершенстве, а в том, что возвращение блудного сына вышло символически оборванным, неполным; точно не пускает меня новая жизнь в старые блиндажи, в искусство для искусства.

Locations of visitors to this page


Закулисье
«Закулисье» на Яндекс.Фотках

первый этаж
«первый этаж» на Яндекс.Фотках

некогда для меня сделанные стенды
«некогда для меня сделанные стенды» на Яндекс.Фотках
Tags: Челябинск, дни, театр
Subscribe

  • Твит дня. Антон Чехов

    Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он?

  • Твит дня. А. Гельман

    Только пережив ожидание исчезновения, можно по-настоящему ощутить прелесть присутствия в жизни.

  • Твит дня. Владимир

    С годами перестают удивлять подлость, предательство и лицемерие, зато все больше изумляют добродушие, надежность и открытость.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Твит дня. Антон Чехов

    Если человек не курит и не пьет, невольно задумываешься, а не сволочь ли он?

  • Твит дня. А. Гельман

    Только пережив ожидание исчезновения, можно по-настоящему ощутить прелесть присутствия в жизни.

  • Твит дня. Владимир

    С годами перестают удивлять подлость, предательство и лицемерие, зато все больше изумляют добродушие, надежность и открытость.