paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

"Линия жизни" В. Серова. ГТГ

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках


Выставку "Линия жизни" подготовил отдел графики и шесть, слегка затемнённых залов, развивают несколько важных, хотя и прерывистых, прерывающихся линий-сюжетов.

Первый, и самый важный, разумеется, биографический; начинающийся с детских аппликаций на синем фоне (вполне себе матиссовских) и юношеских рисунков, первых автопортретов (скажем, в четырнадцать лет) и набросков с греческих мраморов.

Ученические штудии с тщательно прорисованными телами натурщиков развешены в следующем зале (как и копии экс-эрмитажного Тициана), а пока, эпиграфом, важны портреты Серова, сделанные, ну, например, Врубелем или Пастернаком.
А ещё - блокноты с перфорацией и тетрадки с завязочками; а так же альбомы с перфорацией и завязочками, большие и поменьше, самых разных форматов.

И эта аутентичность (сделанность, точнее несделанность, недоделанность, застывшая в процессе приготовления) оказывается вторым важным лейтмотивом серовской "Линии жизни", помещающей нас внутрь творческого хаоса, кип, разлетающихся в разные стороны, работ, в которых теплится теплота "ручной сборки".

Незавершенность как внедрение под кожу, как соучастие; как противопоставление симулякрам картин, выставленных в соседних, ярко освещённых залов (две "комнаты" Серова открывают в основной экспозиции анфиладу, отданную искусству рубежа XIX и ХХ веков.



В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

На "Линии жизни" почти все выставочные территории опоясывают пояс Венеры скромные витрины, в которых сохранены самые хрупкие части экспозиции - карандашные наброски, листки из записных книжек, похожие на страницы отрывного календаря; харАктерные почеркушки, наконец, этюды (к настенным росписям, например или к афишам, или карикатурам; или же пятна, чуть позже превращаемые в детали исторических картин, иллюстраций к басням).

Эти архивные материалы оказываются самыми увлекательными и содержательными.

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

Третья линия, неразрывно связанная с биографической, это становление стиля, эволюционировавшего от некоторой реалистической нормы (и здравого смысла, которым артистичный Серов нам ценен - поисками и нахождением буквальной психологической и социальной золотой середины, без каких-то там крайностей) к поплывшей, тягучей и на глазах загустевающей арнувошной пластике.
К стилизации, становящейся новой, очередной [проходной] сутью, которую, правда, сменить иной виток развития не успел.

Медленные, плавные сдвиги особенно видны, если сравнить начало экспозиции и её конец, с мироискусническими танцами, а так же историческими пастишами в духе Сомова и Бенуа (хотя и без их окончательной огламуренной стерильности) из царской жизни XVIII века, а так же вариациями древнегреческих мифов.

Эта выставка, конечно, вариант монографии или же, если ещё точнее, биографического романа, в котором нарочитая кураторская безыскусность (бумаги, всё равно, самоигральны; их, как животных и детей, не переиграешь), занятая изумительным и изящным (тонким, хрупким не только в смысле сохранности) материалом, является версией жизни.
Причём версией отчётливо авторской.

Ибо, в-четвёртых, флуктуации экспозиции, время от времени вскипающие едва ли не на пустом месте (таки на пустом, точнее, расчищенном, освобождённом) возникают вокруг отсутствующих шедевров.
Портреты, знакомые по очертаниям непрерывных линий (Иды ли Рубинштейн, Ермоловой, Павловой с афиши, предоставленной Ленинкой, наконец, принципиально чёрно-белого Шаляпина в полный рост); сюжетные композиции ("Похищение Европы", "Одиссей и Навзикая", неосуществлённый цикл росписей для дома Носова с центральной фреской "Аполлон и Диана, избивающие детей Ниобеи"), да хотя бы розовощёкая крестьянка с лошадью, заросший пруд или татарская деревня - все они, с детства отпечатанные на сетчатке, висят или в другой части музейного лабиринта или же в музеях других городов, а здесь представлены их...

...это не трикстеры, не помятые копии, которым ещё только предстоит стать законченным высказыванием, но какие-то альтернативные знаки давно знакомого.
Как и все эти, впрочем, совсем уже незнакомые многочисленные ню, дамы, барышни и просто длинноволосые декадентки с худющими, остроконечными коленями и крутыми бёдрами.

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

Подготовительные варианты привлекают внимание к дыхательной гимнастике, позволяющей живописной серовской чешуе не замерзать и продолжать клубиться; сопеть, дышать и прерываться; рваться, точно пряже, но, затем, после, восстанавливать неравномерное дыхание, идущее из-за сместившейся, смещённой носовой перегородки, в которой есть первородство слегка расфокусированной слякоти, которую так же можно обозвать и непредумышленным вторжением вещества жизни.

Немного от Вюйара, немного от Дега (а то и Кокошки с Шиле; да и лошади, опять же, весьма дегашные; немного дегашного балета); плюс тоскливые русские пейзажи, иногда прикидывающиеся античными песчаными пространствами, открытыми морским ветрам с перцем и солью в середине длительного послевкусия.
Они же, кураторы, то есть, легко могли сдвинуть экспозицию в сторону многожанровости и полноты, связав воедино подготовительные штудии и закономерный, законченный результат, ан нет, гордо не стали это делать.
Демонстративно настаивая на самодостаточности "графики".

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

Имеют право.
Полное и безоговорочное - рисовальщиком Серов был выдающимся; это все хорошо - и без этой выставки знают.
Теперь же знание дополнено интимностью переживаний, лишённых прежней дистанции и наполненных почти тёплым дыханием всех этих картонов, гуашей и пожелтелых листов.

На вернисаж пришла масса алкавшего, толкавшегося (я и сам толкался, покуда пятился) народа; думаю, в будние дни подобные гурманские выставки от обилия посетителей не страдают; так что для "прямой линии" следует идти к Серову в будни.
Впрочем, мне, почему-то кажется, что от отсутствия зрителей все эти "архивны юноши" и девушки не страдают тоже, так как за столетье [и даже больше] привыкли больше к тишине и пыльному, спящему кислороду, коим проложены все эти папки, так редко извлекаемые из хранилищ.

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках


В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

ГТГ открывает запасники. Серов
«ГТГ открывает запасники. Серов» на Яндекс.Фотках

ГТГ открывает запасники. Серов
«ГТГ открывает запасники. Серов» на Яндекс.Фотках

ГТГ открывает запасники. Серов
«ГТГ открывает запасники. Серов» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках

В. Серов "Линия жЫзни"
«В. Серов "Линия жЫзни"» на Яндекс.Фотках
Tags: ГТГ, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments