paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Бетховен. Брукнер. РНО. Плетнёв. Луганский. БЗК


Есть опусы, более эффектно звучащие в записях, а есть опусы, которым создаёт объём и наполненность именно концертное исполнение.

Симфонии Брукнера у нас играются редко (интерпретируются ещё реже), поэтому сравнение с записями (у меня Фуртвенглер и Йохум, комплект Курта Мазура я кому-то подарил) неизбежно, хотя записи и мирволят неправильному масштабированию, искажающему ожидания.

Нынешний репертуар, подбираемый Михаилом Плетнёвым, словно отчаянно (слепой не заметит) сигнализирует о демонстративной метафизической отмороженности.

Дирижёр и художественный руководитель ведёт диалог со своими преданными слушателями через мерцающую зону инобытия, декларируемого не только в афише, но и щедро расцветающего внутри симфонического соляриса.

Заглядывать в бездну, аукаться с инферальностями ("Манфред" Чайковского), фиксироваться на поминальных мессах (от "Реквиема" Верди на сентябрьском фестивале РНО и "Немецкого реквиема" Брамса к "Реквиему" Моцарта, который репетируется в эти дни), выкладывая из отдельных ледышек самое что ни на есть холодное словечко в мире.

Даже в бисквитнейшем Лебедином озере находя отчётливый потусторонний привкус стихийно организовавшегося олимпизма или же таким образом проявляющегося посттравматического невроза.

В Москве теперь не сыщешь музыкальных метафизиков, равных Плетнёву.
Если в этой последовательной работе имелся элемент позиционирования, оно дирижёру удалось стопроцентно - на концерты РНО сегодня идут, прежде всего, за глубиной и грандиозностью разворачивающихся в музыке картин.

За музыкальным визионерством, которое Брукнеру присуще едва ли не в большей степени, чем всем остальным композиторам, вместе взятым.
Одно посвящение предсмертной Девятой Господу Богу чего стоит!



Болезный Брукнер помог РНО эффектно войти в исполнение, ещё более эффектно выйти, оборвав плетение грандиозных кружев на полуслове [Девятая, как известно, не закончена; композитор умер не записав последней части]...

... в сердцевинке же умирающий Брукнер метался по подушке в приступе харизматической горячки; и, подобно любому яростно влюблённому человеку, уязвленному и перерождённому этой страстью, впадая в мгновенные перепады от эйфории до чёрнейшей меланхолии: "Я царь – я раб – я червь – я бог!"

Остальное у Плетнёва не получилось: отдельные куски симфонии вышли весьма убедительными, пронзительными даже, но целого впечатления не сложилось.

Девятая, как в таких случаях у меломанов принято говорить, посыпалась, разошлась на лоскуты и не держала постоянного внимания: Плетнёв ведёт Девятую чрез череду многозначительных пауз, каждая из которых скидывала слушательское впечатление на уровень нуля, никак не давая ему накопиться.

И тогда внимание, которому не было за что зацепиться, постоянно соскальзывало. Отвлекалось.

Обычно Плетнёв чётко расставляет акценты, уверенно <оттого, и столь заразительно> утверждает; в нынешнем исполнении Девятой этой твёрдости, ставшей уже для Плетнёва привычной <фирменной>, не прослеживалось.
Не точки, но многоточия и запросы вместо ответов.

Обычно нервный Николай Луганский, сегодня был удивительно ровным и спокойным в Пятом концерте для фортепиано с оркестром Бетховена, который сыграл как какой-нибудь романтический стандарт (если бы такие, подобно джазовым форматам, водились бы).

Такое ощущение, что примериваясь к разным солистам, Плетнёв внутренне торжествует - никто из тех кому он аккомпанирует не выдерживает сравнения с тем, что он делал сам как концертирующий пианист.

Да это же, один в один, как у Бродского с поэтами, которым он писал предисловия, фразы на обложку и благаславения.
С Березовским же он, например, не выступает ажно с 2004-го года, а половинчатый <буратинистый> Луганский или же полностью выхолощенный Мацуев...

... с солистами, видимо, вот что происходит: есть некий поколенческий водораздел, весьма конкретно и очень чётко разделяющий исполнителей на тех, кто застал технические особенности советской исполнительской школы (вот как Березовский), и тех, кто вырос при Путине уже в пост-советскую эпоху - технари-бролейры, барабанящие ноты любой степени сложности, однако с наполнением этих нот...
...с разговором...
...с мета-позицией...

Это не отсутствие понимания, это какой-то совершенно иной подход, схожий с тем, что делается, ну, скажем, в нынешнем российском кино или в нашей актуальной литературе, точно забывшей о том, что было раньше.
И те, кто, волей судеб, застал большой стиль нарратив никогда не смогут наедаться нынешними обиженками, которые больше обозначают исполнение, чем его проживают.
А ежели и проживают, то передают содержание в каком-то очищенном от экзистенциальных примесей, виде.

Особенно выпукло это видно в нынешних эстрадных исполнителях (такова природа шоу-бизнеса, увеличительным стеклом, доводящего любые тренды, моды и особенности до абсурда.
Дело же доходит до того, что за всеми этими избыточными модуляциями, ложными колоратурами и отсутствием банальных вокальных навыков невозможно расслышать саму пэсню.

Я не против того тяги одеяла на себя, но содержание не должно исчерпываться самопрезентацией, превращающейся в перманентное самолюбование.
Как может нравиться какой-нибудь Билан или Киркоров, если за их нестабильным блеяньем пэсни практически не слышно и не видно.

Схожие принципы цветут и в "серьёзном" исполнительском искусстве (я не жалуюсь, да? Я описываю; констатирую): солист, выходящий на сцену несёт пургу себя и более ничего не несёт.

Впрочем, кажется, я постоянно пишу об этом, поэтому лучше скажу о публике, пришедшей на концерт.
Она внимательно внимала, отключив мобильники и не хлопая между частями.
Жаль, правда, что в первом отделении этой упоительной деталью можно было услышать только один раз, в Пятом фортепианном вторая и третья части играются без перерыва; тогда как в Девятой остановок было много больше, чем было нужно - и, тем не менее, все они были выслушаны с предельным вниманием и в наипрозрачнейшей тишине.


Locations of visitors to this page
Tags: БЗК, РНО, концерты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments