paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Авторский вечер С. Губайдулиной. Камерный зал филармонии


Спокойно, затакт, сегодня начался Фестиваль, посвящённый 80-летию Софии Губайдулиной - в Камерном зале Филармонии, рассчитанном на 95 мест, но так до конца и не занятом.

Честно говоря, не думал, что она придёт на столь локальное празднество (тем более, что юбилей широко отмечали в европейских городах и в Казани, а вчера в Консерватории прошла научная конференция (а завтра - большой концерт в КЗЧ), но, под аплодисменты, вошла и села ровно перед мной.

Концерт в рамках абонемента "Персона - композитор" (ведущий Андрей Устинов разбивает исполнение музыки вопросами к автору сочинений) прошёл в полумраке, словно бы скрадывающем возраст Софии Асгатовны.

Она, конечно, с одной стороны, божий одуванчик и божий человек, но, с другой, цепкий взгляд контролирует ситуацию и мгновенно (с компьютерной скоростью, объясняющей востребованность) раскладывает на значимые и незначимые составляющие окружение и всё то, что происходит.

Возраст становится заметен, когда она выходит на сцену под софиты, садится напротив Устинова и складывает руки на коленях, дабы не тряслись.

Выслушав вопрос, начинает отвечать, забывая те или иные слова, хотя говорит глубоко и интересно, а вот подвопросы от Устинова, увлекшись, уже не слышит.

Рассказывает про новые и старые сочинения, про исполнения в Казани и в Амстердаме, хотя после вступительного слова, более похожего на оду, можно уже [от неловкости, в том числе] и не говорить.


София Губайдулина
«София Губайдулина» на Яндекс.Фотках

Получается, что подробную и многочастную программу Фестиваля открыло сочинение для баяна - De profundis (1978, исполнял Иосиф Пуриц), использующее тело инструмента для извлечения характерных звуков из буквальной глубины.
Сочинение вышло эмблематичным, обобщающим композиционные и технологические признаки и других прозвучавших в этот вечер произведений.
Все они звучали агрессивно и крайне психоделически; сочетая особенности звукоизвлечения и звукоподражаний, едва ли не звуковой эксцентрики <как в мультяшках каких-нибудь> с музыкальными, точно наструганными, фразами.

Дальше была "Чакона для фортепиано" (1962, исполнял Святослав Липс) построенная постоянным нарастанием (расширением) музыкального симптома, в оплавленном мире которого обрывки связанных мелодий сочетаются с прямой, и отчего-то символически насыщенной, звуковой жестикуляцией.

Если сочинение для фортепиано и для баяна напоминают живопись немецких "новых диких" (эти наследники фовистов точно так же, как и их предшественники, не любят смешивать кричащие, но непрозрачные, густые краски), то последовавшие дальше пять из Десяти этюдов (прелюдий) для виолончели, посвящённых Владимиру Тонха (1974, который их и иисполнен) отсылают к однотонным рисункам с густым, тёмным контуром и кляксами внутри.

Тонха был единственным возрастным исполнителем; крайне важным показалось, что все губайдулинские сочинения исполняли молодые и окрылённые исполнители.

Стало понятно почему Губайдулина неоднократно обращалась к текстам Геннадия Айги и несколько раз упоминала о нём в беседе с Устиновым - камерные опусы её напоминают эти исчезающие, последняя остановка перед исчезновением, стихотворения, где паузы и умолчания, тире и дефисы важны так же, как и произнесённое.
Полнота звучания и переживания непереносима; как в хокку, объём достигается за счёт отдельных <точных, чётких> штрихов.

София Губайдулина
«София Губайдулина» на Яндекс.Фотках

После антракта и ответа на вопросы Устинова ("всё в мире звучит, каждая вещь, каждый цветок"), исполнили российскую (мировую) премьеру "Sotto vose" ("Вполголоса"), написанную в прошлом году по заказу контрабасиста Александру Суслова для его ансамбля и ему же посвящённую.

Да, перед этим, София Асгатовна рассказала, что заказов на новые сочинения больше, чем она может написать; поэтому предпочтения она отдаёт нестандартным составам - тем, что ей не были ещё опробованы.

"Вполголоса" состоят из альта и контрабаса (Губайдулина настаивает на их сродственности этих двух инструментов, организующих дуальную пару, "семью", в отличие от скрипки и виолончели, соединяющихся уже совершенно в другую родственную пару) и двух гитар.

По сути, это трио двух смычковых и одной гитары (инструменты не только не звучат здесь в унисон, но даже и полным ансамблем), поскольку вторая гитара, шуршащая и стучащая, выступает чем-то внешним по отношению к "музыке", ведущей с ней диалог.

Наиболее нарративным (связанным, узнаваемым, традиционным) здесь оказывается партия альта (Андрей Усов), вступающего в сложные взаимоотношения с очеловеченным контрабасом Александра Суслина, или же на передний план выходят перестуки между гитарой и отзывами - другой гитары или же альта; двух гитар и отложенного в сторону смычка.

Гитаристы водят по струнам, извлекая кружащие и дребезжащие звуки, и я вижу, как Губайдулина поддаётся вперед и начинает плыть в сторону извлекаемых звуков, а когда в дело вступает альт, она, подобно цветку тянущемуся к солнцу, разворачивает в сторону альта (думаю, что её протагониста).

Это, конечно, уже что-то шире, чем просто музыка - может быть, литература звуковыми средствами или же звуковое кино (саундтрек к несуществующему мультику или же кинофильму из жизни, может быть, какого-нибудь окраинного космодрома), в котором ощущение объёма важно точно так же, как и его, объёма, наполнение.

Фильма, почти вся снятая не в фокусе или через полупрозрачное стекло, за фигуристыми краями которого, время от времени, проступают близкие (и, оттого) узнаваемые тени.

Отнюдь не тотальная (ибо тут же рассеивающаяся, мгновенно исчезающая), но, тем не менее, инсталляция; формальный эксперимент, наполненный разноцветным <нервным, колючим> кислородом.

После концерта публика не хотела расходиться, выстроилась в очередь за автографами, окружив Софию Асгатовну столь плотным кольцом, что как следует сфотографировать её не было никакой возможности.

София Губайдулина
«София Губайдулина» на Яндекс.Фотках

Выбор Софии
«Выбор Софии» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


Выбор Софии
«Выбор Софии» на Яндекс.Фотках

С.Г.
«С.Г.» на Яндекс.Фотках

Выбор Софии
«Выбор Софии» на Яндекс.Фотках
Tags: фестивали
Subscribe

  • Чердачинск внезапно этим летом

    Теперь, когда лето закончилось, оп ара образа его остывает, опускается, затвердевает; тесто превращается в подрумяненный пирог с ароматной…

  • Печерская в августе, снимки и изменения

    Прошлый репортаж с улицы Печерской месячной давности содержал интригу, которую я подвесил на целых тридцать дней, представляя, как читатели…

  • Огород в августе: все урожаи сразу

    Этот год вмещает больше обычного, так как пандемия и, тем более, карантин - это какая-то отдельная протяжённость, это год внутри года как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments