paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Я. Кунеллис "СТ" на Красном Октябре". Эпилог 4-ой биеннале


По заявке Марины Перчихиной заглянул на "Красный октябрь", где открыли одну из самых последних биеннальных выставок - большую, цельную инсталляцию Янниса Кунеллиса, состоящую из рядов чёрных пальто лежащих на цементном полу в регулярном режиме.

Хотя некоторые пальтушки точно вырвались из геометрически правильных рядов (или же, напротив, не успели в них влиться).
На некоторых пальто, или же в буквальном смысле выглядывая из-под полы (а то и рукава) торчат музыкальные инструменты - в основном, геликоны, но встречаются даже скрипки.

Поле аккуратно разложенной верхней одежды примерно одного траурного тона на две равные части разрезают рельсы, на которых стоит коляска.
Правда, отсылающая нас не к рождению, а к смерти (особенно если иметь ввиду эмблематические кадры из "Броненосца Потёмкина", упомянутые в экспликации В. Пацюкова), как и вся эта инсталляция, очень точно посчитанная в этом конкретном пространстве; обморочно большом и по-зимнему холодном, несмотря на обогрев.
Потому что пустом.

Это важное обстоятельство для понимания замысла - инсталляция занимает один угол большого зала; точно раньше здесь было что-то ещё и это "что-то" уже убрали, а инсталляцию нет.
Там есть ещё сбоку деревянный помост, как бы приглашающий смотреть инсталляцию с себя - как в театре, когда зал это сцена, а на помосте - партер.
Причём демонстрация невидимок, в один момент сбросивших одежду, сдвинута по отношению к помосту, она не по центру, но сбоку и живём своей жизнью. Или не живёт?

Ну, то есть, один из вариантов прочтения предполагает отдалённость и отделённость, когда между объектом и зрителем есть незримая стена.

Но это неправильное прочтение; хотя инсталляция устроена таким образом, что все её прочтения могут иметь место.
Вот вам моё.


Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале
«Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале» на Яндекс.Фотках

Контекст собирается в зрительской голове, у каждого он свой и вряд ли Кунилингус Кунеллис предполагал, что имена Болтански и Хорн как-то связаны с выставочной Москвой и традициями Биеннале.

До сих пор одной из лучших (а, может быть, и лучшей) за всю историю Московской биеннале была выставка-инсталляция Болтански в руине Архитектурного музея, где замороженные в морозильной камере (!) пальто были развешены на разных уровнях (и словно бы парили в воздухе) старые пальтушки, окружённые маленькими свечками, похожими на горячие свечи.
Било это наотмашь.

Хотя более похожа на нынешний текст Кунеллиса (а эту инсталляцию хочется читать как текст, хотя бы и нотный) другая инсталляция Болтански сделанная им в прошлом году для Парижа - с комом из одежды, который растёт на твоих глазах под нудящие техногенные шумы, окружённый похожим кладбищем разложенных и аккуратно расправленных цветных тряпок.
Цветные - это про экзистенцию (потому что мы все разные), а однотонные - про общество, стирающее различия.

Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале
«Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале» на Яндекс.Фотках

В фильме Ребекки Хорн, показанной в той части основного проекта нынешней Биеннале, что разместился в ЦУМе, задокументализирована одна акция, которая весьма напоминает "СТ".
Там вагонетка точно так же едет по экс-производственной территории, лишённой уюта, на полу и на рельсах которой разложены молчащие музыкальные инструменты.
Вагонетка толкает инструменты, всё более и более сплющивая их, отталкиваясь едет до кирпичной стены, ударяясь о которую, поджигает фитиль (или что-то похожее на него), высекающее искру или выхлоп огня.

У Хорн, в основном, нерабочие скрипки, у Кунеллиса - медные духовые; у Хорн есть движение и звук, у Кунеллиса - тишина и обездвиженность, дающий простор и разбег зрительским ощущениям.
А, главное, идеальная пропорция между задачей и отдачей, вложенными усилиями и результатом.
Никто не заморачивался, не громоздил бюджеты, но сделал чёткий, явный и сильный жест, собравший в себя энергию и этого, относительно нового для Москвы пространство (слегка обжитого - я обошёл квартал и вдоль и поперёк, но не ставшего от этого хоть сколько-то уютнее) и смыслы сразу нескольких других артефактов.

Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале
«Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале» на Яндекс.Фотках

Идеальный поСТскриптум и итог и этой Биеннале и всем предыдущим, из ровной чреды которых, время от времени, вырываются исключительные <но крайне редко>, отдельно лежащие польта события.

Оттого-то здесь и нет никого, ни одного зрителя.
Только уборщица и девочка-смотрительница среднеазиатской возвышенности.
Я их, входя, спросил про бесплатно или за билет; уборщица мне сказала что билетов нет, но если есть конфеты или шоколадка то можно дать девочке смотрительнице.

Потом я спросил их где туалет и они показали.
Свет в туалете не включался.
Потом я пошёл смотреть инсталляцию и пока обходил её со всех сторон, поднимался на подиум и садился на корточки, свет в туалете появился.

Когда я вышел на улицу, накрапывал, может быть, последний тёплый дождь (а до этого на Мосту я словил снег), было пусто и совсем тихо и по середине этой пустоты плыла серая река с гранитными берегами, на которых громоздилась праздничная медь куполов, православных и властных.

Такие вот они у нас... биеннале...

Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале
«Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале
«Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале» на Яндекс.Фотках

Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале
«Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале» на Яндекс.Фотках

Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале
«Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале» на Яндекс.Фотках

Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале
«Яннис Кунеллис "СТ". Красный октябрь". Эпилог к биеннале» на Яндекс.Фотках

Другие биеннальные впечатления, сгруппированные по местам экспонирования:

1. Переписывая миры
Основной проект в ЦУМе. Часть 1: http://paslen.livejournal.com/1192819.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Интерьеры: http://paslen.livejournal.com/1194347.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Артефакты : http://paslen.livejournal.com/1194553.html
Нео Раух в Артплее. Основной проект: http://paslen.livejournal.com/1194934.html
Фильм Реббеки Хорн в ЦУМе: http://paslen.livejournal.com/1192338.html

2. ММАМ
АЕС+Ф" в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188741.html
Инсталляция Кулика в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188389.htm
Герман Титов в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1198942.html
"Группа Зело и итальянский авангард 60-х http://paslen.livejournal.com/1200217.html

3. Винзавод и Артплей
А. Каллима на Винзаводе: http://paslen.livejournal.com/1178295.html
"Реликварий" на АртПлей. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196350.html
В. Кошляков "Атлантис" на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1195577.html
А. Булдаков и А. Рябова на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196030.html
МедиАудар: активистское искусство: http://paslen.livejournal.com/1202127.html
Сергей Братков. "Коллекция": http://paslen.livejournal.com/1202401.html

4. Проект_Фабрика
Лаборатория группировки "ЗИП". Проект_Фабрика: http://paslen.livejournal.com/1197559.html
"Против политики" Юлии Кисиной:: http://paslen.livejournal.com/1198257.html
"Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов": http://paslen.livejournal.com/1198451.html
"Внутренности": http://paslen.livejournal.com/1199340.html
"Энергия ожидания": http://paslen.livejournal.com/1200883.html

5. По дороге Подороги. Отдельное
Аудиториум/ Нужное искусство: http://paslen.livejournal.com/1189169.html
"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском: http://paslen.livejournal.com/1193428.html
А. Бродский "Цистерна": http://paslen.livejournal.com/1196682.html

6. Гараж и ГТГ
Уильям Кентридж: http://paslen.livejournal.com/1206879.html
"Заложники пустоты": http://paslen.livejournal.com/1215881.html


ЗЫ
"Новая Академия. Санкт-Петербург" в фонде "Екатерина":http://paslen.livejournal.com/1223835.html
Tags: биеннале, выставки, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments