paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Бесконечная Татлин чаша великая" в ГТГ на Крымском

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ



Все критики, писавшие о выставке Владимира Татлина, точно отталкивались от слов музейного пресс-релиза, в котором утверждалось, что Татлин один из самых мифичных, мифологизированных художников ХХ века, от выдающихся экспериментов которого практически ничего не осталось.

И, таким образом, плавно переходили к сочетанию картин (рисунков и эскизов) с современными реконструкциями, которые имеют меньшую ценность, чем аутентичные экспонаты, но, при этом, выглядят ярче и заметнее, нежели то на что нужно смотреть [рассматривать].

Живопись, которой, впрочем, от Татлина осталось тоже не слишком много, не в счёт; ведь таланты Татлина касались изобретения пространственных объектов - ассамбляжей (контррельефов, которых осталось всего два), дерзких дизайнерских решений (одежда, мебель, посуда),а так же инженерно-скульптурных композиций, типа "Летатлина" и "Башни Третьего Интернационала", модель которого стоит в нижнем фойе Третьяковки на Крымском валу.

То есть, по сути, эта экспозиция, подобно другим, более или менее мемориальным подборкам, является розыгрышем акционистской документации - совсем как на выставке Марины Абрамович, которая момент фиксации пара, театрального <здесь и сейчас> ставит в основу своего нынешнего метода.

Это не сколько художественный, сколько мемориально-биографический очерк...



Обилие реконструкций на первый план выводят вопрос о том что же, на самом деле, лучше всего передаёт суть (путь, энергетику) художника-экспериментатора?
Что же из того, что сохранилось и было представлено на выставке может свидетельствовать о том, что [хотя бы и в первом приближении] было.
То, на чём лежит неповторимая и легендарная "печать гения"?

Может быть, выгородка (точнее, загончик), собравшая эротические почеркушки с угловатыми женскими телами, привезёнными, в основном, из РГАЛИ?

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

Или ранние живописные работы (аккуратные, минималистические, экономные), с которых выставка начинается?
Заходишь из фойе третьего этажа, первым делом тебя встречает небольшая модель памятника сидящему Татлину, широко расставившему ноги, а затем начинаются картины.

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

Наиболее известные [эмблематические ] картины - "Матрос" и "Натурщица" выигрышно размещены на отдельных выгородках.

Лучше всего про эти картины в "Ъ" написала Анна Толстова: "Из бубнововалетовских залов Третьяковки сюда перенесли две картины — "Натурщицу" и "Продавца рыб". Хорошо, что перенесли: это живопись фантастического конструктивного совершенства, к ней ничего ни прибавить, ни убавить, как к идеально точному механизму, это вершина русского кубизма, и, когда эта вершина висит рядом с Машковыми и Кончаловскими, они начинают казаться какими-то бессмысленными умножениями сущностей.
Однако третьяковские шедевры попали в окружение не самого лучшего татлинского кубизма из коллекции РГАЛИ. И в итоге зритель видит, что Татлин писать красками умел, но не всегда старался..
."

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

Дальше идут реконструкции - с одной стороны четыре манекена с вновь скроенными вещами, реконструированными в пензенской мастерской культуры под руководством Д. Димакова
Тут же реконструкции белой фарфоровой посуды, санок и стула.

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

Другой угол этого же зала оформлен вполне театральным задником и исторической афиши к спектаклю "Зангези" Велимира Хлебникова (тут же бюст поэта и страничка из его записной книжки - подобными листочками, как повествует другой важный миф ХХ века, была наполнена наволочка Хлебникова.
Манекены персонажей "Горе", "Солдат-эпилептик" , "Смех" тоже выполнены в Пензе.

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

Понятно, что театральная "стихия" точно так же работает на главную тему экспозиции (собирание следов некогда кипучей жизни), лучше других сфер художественного приложения сил.
А эскизы декораций к "Жизни за царя" (особенно эффектная, в густой, пастозной, золотистой иконно-окладистой, болотно-алой тревожной гамме), "Царя Максимилиана", а так же "Летучего голландца", позаимствованные в Бахрушинском музее.
Именно вот эти три эскиза, понятного назначения, легко расшифровываемые, а, главное, художественно убедительные, и кажутся мне пластическим центром выставки, существующей как бы без центра; по краям.
Ибо представим себе иностранного посетителя, пытающегося составить на основе представленного степень значимости художника Татлина, его подлинный масштаб (при том, что отсылки как к "Летатлину", так и к "Башне" здесь отсутствуют).
Или даже не иностранца...

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

Полноту и интересность выставка, посвящённая творчеству Татлина, получает ещё и от открывшейся параллельно в соседнем зале реконструкции "Рабочего клуба", сделанного Александром Родченко для международной выставки в Париже (1925).
Стоят они, стена к стене (с другой стороны выставку "Чаша великая" подпирают картины Сарьяна), пропитываясь взаимным контекстом, а я думаю о том как не хватает Москве "Музея Авангарда", который будь я премьер-министром или, хотя бы, олигархом, обязательно бы инициировал.

В истории русского искусства существуют два общепризнанных пика оригинальности и продвинутости - иконы и [первый, впрочем, он же и единственный] авангард.
Музей икон уже существует, причём уже даже не один, а вот идея музея авангарда даже как следует не проработана.
Для того, чтобы оценить потенциальную пользу от такого музея (исследовательскую и туристическую и какую угодно) достаточно взглянуть на законную популярность парижского Д'Орсе.
Уж чего-чего, а вокзалов в Москве больше чем достаточно.

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ
«"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ» на Яндекс.Фотках

Да, государственные наши музеи, подобно французским, должны скинуться работы определенного периода и создать в городе новую институцию, специфика которого позволит сделать легитимными любые реконструкции.
А пока, в Третьяковке, с путанным и противоречивым разделом искусства ХХ века, очень странно смотреть на соседство оригиналов и тотальных инсталляций, нонконформистов и официальщиков, Сталиных и Чёрных квадратов.

История искусства не должна идти за историей государства, тем более, если главной целью Музея оказывается показывание пластических достижений (Третьяков собирал артефакты, следуя своему художественному чутью, а не истории царских "пятилеток"), а не извивов отечественной истории.
Поэтому здесь, в этой экспозиции, сочетание общественно-культурных трендов выглядит мягко говоря избыточным - особенно если смотреть на соседство реальных шедевров и многочисленного соцреалистического и левомосховского, в том числе, фуфла.

Понятно, что без экспонирования авангарда Третьяковка на Крымском потеряет самые лакомые куски своей экспозиции, привлекающие в лабиринты огромных пустующих залов хоть каких-то посетителей, однако, это усложнение искусствоведческих и экспозиционных задач может пойти ГТГ только на пользу (впрочем, как и любая мобилизация).
Освободилась бы масса места для картин и скульптур из запасников, можно было бы расширить деятельность отдела актуальных течений...

...если ГМИИ расширяет свои владения без особой на то необходимости, раздувая из пустяка целый музейный городок, то здесь ведь совсем иная возникает (могла бы возникнуть) история...
Жаль, конечно, что мой план предельно утопичен и не возможен для реализации; представляете как это было бы круто - иметь в Москве реально действующий, стильный и адекватный Музей Авангарда?
Вдруг, это именно то, чего не хватает нам для полного счастья?!

"Бесконечная Татлин чаща великая" в ГТГ


Locations of visitors to this page
Tags: ГТГ, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments