paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Заложники пустоты". ГТГ на Крымском в рамках 4-ой Биеннале


Формально, это и есть самая представительная экспозиция 4-ой Биеннале современного искусства, поскольку в ней, сплошь и рядом, участвуют художники музейного, как теперь принято говорить, уровня.
Одни, практически, звёзды.

Стоит только пройти мимо деревянной избы-храма Евгения Асса, стоящего "во дворе", и ты попадаешь в узкий коридор, раньше в котором стояли и висели, посверкивая циркулем железным, дико скучные [так что было совершенно непонятно за какие заслуги они назначаются вводом в неформальное советское искусство] кинетические композиции, теперь же, справа раскадровка чёрно-белых "Коллективных действий", слева пейзажи классиков, Левитана, Айвазовского и Пукирева, замурованных в глухие ниши, точно в колумбарии (а в других залах, как бы контрапунктно, но уже на стенах Гончаровой, Верещагина, Тышлера, офигительного Клима Редко, Рождественского, Истомина) и прочих, в списке действующих лиц на афише не заявленных.

На неё же вынесли лишь "современных художников", что совершенно справедливо, ведь то, что остроумно смотрится в проекте не очень работает на планшете выставочной стены.
Даже и подкреплённые цитатами из модных персонажей, от Кабакова до Батая, от Баньямина до Бодрийара (да, и Хайдеггера, конечно же), эти сравнения ничего не дают пониманию или осмыслению пустоты как темы и как формы искусства.

Прямые ходы здесь, опять же таки, не канают - собрать кучу пустых и белых работ, работ с растворёнными, как у Слюсарева, растворяющими или исчезающими, как у Вейсберга (оба они, кстати, и Слюсарев и Вейсберг в перечень афиши тоже не попали, но не потому, что несовременные, а как просто как неважно когда, но умершие такой вот у кураторской группы формально-статистический подход, впрочем, весьма противоречащий поговорке про "вечность искусства")...

Проход между пейзажами XIX века и "КД" упирается в большой портрет Сталина, стоящего на фоне колхозных полей и, по всей видимости, числимый [не совсем методологически корректно, но кто из нас не без греха; так что странно ещё, что к показу не привлекли "Чёрный квадрат"] по ведомству пустотного канона.



"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

А ещё этот самый Сталин завлекательно торчит из этого переднего прохода одним глазом в фойе таким образом, будто бы на выставке царит цветное пиршество для глаза, фонтанирующее остроумными решениями.

Между тем, я никогда не видел такой белой, нежнее нежного, белее белого экспозиции, большинство работ здесь обрамляют не пустоту (вот на вспоротых белых холстах Лючио Фонтана пустота или нет?), но белую, бело-серую монохромность.

Из-за чего становится окончательно понятным, что под пустотой кураторская группа понимает цветовой минимализм и однообразие, а так же отсутствие как фигуративности, так и абстрактности.

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

То есть, по сути, это такая нормальная концептуальная, хотя и лишённая внятно проговариваемых концептов, выставка.

Поэтому лучше всего кураторский подход удовлетворяет, скажем, альбом Ильи Кабакова с листами серой бумаги, в котором оформлена только обложка.

Или схожий голубовато-зелёный цикл Виктора Пивоварова с практически отсутствующими изображениями.

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

С другой стороны, не очень понятно какое отношение к заложенной в название пустоте имеет цветной и весьма изысканный плафон Ирины Наховой, подвешенный под потолок.

Он, разумеется, создает в одном из молчаливых залов цветовое и декоративное разнообразие, выделяясь на всеобщем фоне некоторой проработанностью и рифмуясь (значит, уже не пустота?) цветовым решением с трилогией Пивоварова, но и только.

Возможно, собиратели выставки что-то такое имели ввиду, но хотели как лучше, а вышло как всегда невнятненько.

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

Понятно когда про пустоту говорят ничего не обозначающие панно Олега Кулика (правая стена), но не очень понятно, когда тебе показывают вполне соцреалистическое полотно с изображением железнодорожного депо, в котором рельсы-рельсы, шпалы-шпалы расходятся в разные стороны (лучше железнодорожной воды пустоты, обступающей железнодорожные насыпи и зоны отчуждения никто лучше Г. Нисского не живописал, почему бы тогда не взять его работы?) ядовито-зелёного цвета...
И даже машинист на месте; смотрится в зеркало заднего вида; лицо как лицо.
Никакого Хармса.

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

Больше всего мне понравилась здесь одна маленькая инсталляция, сплошь состоящая из белого цвета.
В одном из залов в стене видна изнутри подсвеченная узкая, как в почтовом ящике, щель и к ней, приступочкой, две деревянные ступеньки.

Приподнимаешься, заглядываешь внутрь, а там белая-белая степь без горизонта и мелкие-мелкие фигурки самых разных животных, гипсовыми зёрнами рассыпанные по пустынной поляне.

Пастух, а так же окружающие его зайцы вполне могут быть названы "заложниками пустоты", однако, кажется, авторское название у этой инсталляции, как мне кажется, всё-таки какое-то иное.

Но фотографии их не получились, так что смотрите на фотографии Сан Саныча Слюсарева, как никто другой, умевшего делать пустоту насыщенной (слева от него красивая работа Ольги Чернышёвой, умеющей сделать красивое <но не пустое> из любого бытового пустяка.

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

Ну и про нелинейный, нестандартный подход.
Ты проходишь весь этот выставочный коридор, в котором обычно находится отдел "новейших течений", доходишь до белой мраморной лестницы, под которой расположен ещё один чёрно-белый инвайромент, похожий на наивную импровизацию, в глубине которой смотрительница спрятала свою сумку, так что когда я в неё зашёл, она орлом кинулась ко мне.

Сначала я подумал, что она, ни секунды не дремля, стоит на страже актуальных трендов, но, увидев сумку с пирожками и КОШЕЛЬКОМ, а так же пакет, тут же успокоился.
Хотя, возможно,всё же, сумка с пакетом являются частью инсталляции и не имеют никакого отношения к смотрительнице.
Так что, всё-таки, может быть и правду на страже актуального?

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

Ну, и лестницу венчает лесенка для развешивания картин, вполне аккуратная и стильная, ты её обходишь, поднимаясь в зал для временных экспозиций, а он пуст, если не считать таблички с названием инсталляции уже не помню кого (Антона Ольшванга?) и шнуров, свешивающихся с потолка.
Зал этот зело контрастирует с аляповатым разнообразием художественной жизни 80-х и 90-х годов прошлого века, по-идиотски жизнерадостного, как пузатые формы фарфоровой чашки, расписанной где-нибудь в городе с нелепо развитыми художественными промыслами - вот они подлинные заложники пустоты, воспроизводящие её погонными километрами холстов и многозначительных деревяшек.

Оказывается, что весь предыдущий, "новейших течений", этаж был выдуман ради этой секунды, когда после прохождения слоёв визуального отсутствия, шаг за шагом, шлюз за шлюзом, ты попадаешь сюда, на шелестящее осенью торжище говорливых талантов.
Агрессивная визуальность которых, время от времени, чередуется с пустыми залами, лишёнными развески.
Правда, в некоторых из них оставили стоять какие-то скульптуры...
...видимо для разнообразия.

И, надо сказать, таких залов много.
Больше, чем можно было подумать.
Сначала я кидался их фотографировать, но потом пообвыкся и проходил их уже более спокойно, относясь к ним как к апострофами, обозначающим редуцированные гласные.
Но задумка, сама по себе, отличная.

И что главное - работает (причём, даже и без хайдеггеровских цитат).
Под музыку серебренных спиц.

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках

"Заложники пустоты" ГТГ
«"Заложники пустоты" ГТГ» на Яндекс.Фотках



Другие биеннальные впечатления, сгруппированные по местам экспонирования:

1. Переписывая миры
Основной проект в ЦУМе. Часть 1: http://paslen.livejournal.com/1192819.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Интерьеры: http://paslen.livejournal.com/1194347.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Артефакты : http://paslen.livejournal.com/1194553.html
Нео Раух в Артплее. Основной проект: http://paslen.livejournal.com/1194934.html
Фильм Реббеки Хорн в ЦУМе: http://paslen.livejournal.com/1192338.html

2. ММАМ
АЕС+Ф" в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188741.html
Инсталляция Кулика в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188389.htm
Герман Титов в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1198942.html
"Группа Зело и итальянский авангард 60-х http://paslen.livejournal.com/1200217.html

3. Винзавод и Артплей
А. Каллима на Винзаводе: http://paslen.livejournal.com/1178295.html
"Реликварий" на АртПлей. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196350.html
В. Кошляков "Атлантис" на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1195577.html
А. Булдаков и А. Рябова на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196030.html
МедиАудар: активистское искусство: http://paslen.livejournal.com/1202127.html
Сергей Братков. "Коллекция": http://paslen.livejournal.com/1202401.html

4. Проект_Фабрика
Лаборатория группировки "ЗИП". Проект_Фабрика: http://paslen.livejournal.com/1197559.html
"Против политики" Юлии Кисиной:: http://paslen.livejournal.com/1198257.html
"Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов": http://paslen.livejournal.com/1198451.html
"Внутренности": http://paslen.livejournal.com/1199340.html
"Энергия ожидания": http://paslen.livejournal.com/1200883.html

5. По дороге Подороги. Отдельное
Аудиториум/ Нужное искусство: http://paslen.livejournal.com/1189169.html
"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском: http://paslen.livejournal.com/1193428.html
А. Бродский "Цистерна": http://paslen.livejournal.com/1196682.html

6. Гараж
Уильям Кентридж: http://paslen.livejournal.com/1206879.html
Tags: ГТГ, биеннале, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments