paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Н. Ге "Что есть истина?" Ретроспектива в ГТГ

Николай Ге "Что есть истина?"


Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках


Если решить, что ретроспективу [любого] классика можно приравнять к многочастному роману, то выставка Ге окажется про несколько жизней внутри одной; на лицо сюжет о том, как Николай Николаевич дважды входил в одну и ту же реку.
Первоначально как бы играючи, а затем, обжигаясь и падая; падая, но, так, взлетая (?).
Или же, напротив, рассыпаясь в окончательный прах?

Собственно выставка так и построена в виде двух параллельных рек - с одной стороны протекают годы ученичества и поездка в Италию, а так же участие в движении передвижников; с другой стороны - жизнь на украинском хуторе и галерея портретов русских писателей, а так же целая выгородка портретов Льва Толстого и его близких, а так же серия графических иллюстраций к книгам классика, встреча с которым перевернула жизнь художника.

Да, а посредине - центральное пространство со "Страстным циклом", главным художественным результатом жизненных и творческих поисков Ге.

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

С многофигурных библейских полотен Ге начинал как традиционный салонный живописец и пенсионер, отправленный в Италию на учёбу, где Ге и провёл семь лет, сблизившись там с Герценом и Бакуниным.

Южные пейзажи, сочные и солнечные, лёгкие зарифмуются затем, во второй половине жизни художника, украинскими видами (и портретами, окрашенными национальным колоритом), медовыми и медоточивыми.
Медитативными.

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Салонная гладкопись особенно хорошо видна в этюдах к неосуществлённым ранним работам из греческой и библейской мифологии, отсылающих к венецианским чистым и ярким, словно бы изнутри подсвеченным, цветам.

Почти барокко.
Практически Тьеполо.

А Христос в Гефсиманском саду так и вовсе мог бы принадлежать мастерской Ильи Глазунова.

Н.Н. Ге "Что есть истина?"
«Н.Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Н. Ге "Христос в Гефсиманском саду"
«Н. Ге "Христос в Гефсиманском саду"» на Яндекс.Фотках

"Любовь весталки" и сцены античных трагедий, написанных под очевидным влиянием брюлловского "Последнего дня Помпеи", как и ветхозаветные вампуки выглядят контрастом к "Страстному циклу", экспрессивному, нервному, рваному (применительно к этому циклу на пресс-конференции говорили о протоэкспрессионизме).

То, что начиналось как игра в аллюзии и реминисценции, стало правдой конкретного, отдельно взятого человека; его персональной истиной, на которую оказалась потрачена целая жизнь.
Даже не одна, если учесть родственников и искусствоведов, собравших выставку из более двух сотен работ (две три на ней - живописные работы, остальное графика), а так же реставраторов, приведших большую часть художественного наследия Ге в порядок как раз к этой выставке (предыдущая монографическая проходила сорок лет назад).

Самым большим и представительным собранием Ге обладает Третьяковка (работы художника, их тут 130, начал приобретать ещё сам Третьяков), затем идут "Русский музей" (40), а так же коллекции из Киева (в своё время, под впечатлением работ Николая Николаевича в основной экспозиции ГТГ у меня была идея специально поехать в киевский Музей русского искусства) и Минска, пара работ из "Эрмитажа" (портреты в тяжёлых рамах) и, наконец, "Галгофа" из парижского Д'Орсе.

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Впервые в таком объёме показали рисунки и графику, действительно экспрессионистическую, отсылающую, ну, например, к Руо или Гогену, которые будут жить и работать много-много позже.
Спинной мозг этой выставки и заключён в сочетании предельно реалистичного визионерства и слегка откорректированного, покрытого слоем лака, реализма.

В видениях, переданных действительно по-новаторски мощно (причём во всех аспектах от цвета до композиционных решений), Ге выглядит более убедительно, нежели в немногочисленных жанровых или исторических сценах.

За исключением, может быть, самой хрестоматийной его работы, на которой Петр Первый допрашивает своего сына Алексея, где две эти тенденции, честность выдумки и предельная обобщённость реальности, соединяются в нерасторжимое единство.

Н.Н. Ге "Что есть истина?"
«Н.Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Впрочем, работы "Страстного цикла" много сильнее - если исторические сюжеты сделаны классиком русской живописи, экзистенциальные драмы последних лет - уже запредельный уровень человека, прыгнувшего выше своей головы.

И даже головы всего своего времени.

Когда начинает казаться, что внутри холстов идёт [бурлит, шипит и шкворчит, яичницей на сковородке] своя, автономная от нашей, жизнь.

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Другой важный сюжет экспозиции - изобретение собственного религиозно-художественного дискурса, практически не разработанного в русском светском искусстве.

Если в европейской живописи темы Ветхого и Нового Заветов отрабатывались веками, но у нас библейские сюжеты, возникшие и начавшие активно развиваться в определенных исторических условиях, странным образом наложились (а в случае с Ге или, например, с Поленовым) совместились с поисками и успехами реализма.
Или, как миниммум, [психологической] достоверности.

Тот же Александр Иванов, в десятках этюдов к главной, пожалуй, русской картине, искал предельно реалистические, даже натуралистические, ракурсы людей, камней и растений до последней травинки, открывающихся нежданно явившемуся Пророку.

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Можно сказать, что эволюция Ге и происходила поначалу между Брюлловым (в академический период) и Ивановым (в итальянский, завершившийся "Тайной вечерей", где в Христе можно узнать Герцена, а самого Ге в Петре вопрошающем, впервые нарушившей все каноны и правила), пока не вырвалась в безбрежные просторы внутреннего космоса, окончательно оторвавшись от всего, что было раньше или вокруг.

Как и почему это произошло (толстовство?) выставка не говорит, однако, очевидно, что однажды переключенный тумблер вырывается с мясом, а дальше...

...а далее года спрессованы в столетья.

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Жуть и оторопь берут от тяжести мыслей неимоверной, когда Вера оказывается не благом, но грузом едва ли подъёмным.
Непосильной ношей.
Точно с одной стороны, есть эти ночи, прогорающие в корчах, да мучениях, а есть вполне светский, светлый мир, где дамы позируют со значением в умных глазах.
И совместить в себе всё это сложнее сложного.
До надрыва. До невозможности.
Точно ты кому-то и что-то должен.

Это, конечно, экзистенциализм в чистом виде; оттого и опережение, оттого и на опережение; прогресс в купе с одновременным регрессом (ибо что же такое религия как не)...
Потому-то муть и мрак, что никакой подготовительной иконографии, всё изобретается от "живота", от себя, личной синдроматики: религиозная тематика, таким образом, оказывается "белым листом", тем самым полигоном, на котором проступают неотъемлимые черты конкретной личности, зашивающейся много чем, в том числе и комплексом вины...
"Повинен смерти" и всё тут.


Ретроспектива хорошо придумана и спланирована, достойно (сдержанно и со вкусом) оформлена - "Страстной цикл" демонстративно отгорожен от начальной поры и развёрнут в сторону "украинского периода" и "толстовства", однако, есть в этом расположении и важный стратегический просчёт.

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Несколько лет назад, попавши в старое здание ГТГ, блуждая по лабиринту с детства знакомых картин, я поразился выпадению из общего ряда двух мастеров - Врубеля и Ге. Ге особенно.

Сконцентрированный в одном не очень большом зале он меня поразил тогда нешуточной болью, выламывающейся из рамок и зашкаливающей предельной современностью подхода.
Кроме того, в русском искусстве, как мне тогда показалось, никто так не работал с внутренним, непонятно откуда берущимся светом - когда на ум приходит только Рембрандт с его глубинным и глубоким освещением.

Помню, тогда Ге показался мне даже и круче Рембрандта, поскольку у голландца схожий светящийся [подсвеченный] золотистый покров (кожный, волосяной, телесный) как бы выступает из складок мясистой мглы, тогда как у Ге подсветка может быть какой угодно - хоть лунной, как у Куинджи, хоть безлунной, как у модернистов середины прошлого века (насыщенно синей или, например, едко зелёной), а то и вовсе условной, точно нарисованной фломастером.

Николай Ге "Что есть истина?"
«Николай Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Теперь этот концентрированный контент "первого ряда" оказался разбавлен корпусом графики и рисунков, портретов и подготовительных материалов, которые, конечно же, работают на более полное раскрытие значения жизни и творчества Николая Николаевича, но в экспозиционном смысле традиционное "чем проще тем лучше" било по восприятию в разы сильнее.

Впрочем, выставка закроется в начале февраля, работы вернут в основную экспозицию и всё станет как раньше.

Идти на Крымский вал всё равно следует, поскольку, кроме художественного богачества в большом выставочном пространстве, на антресолях устроены локальные биографический и искусствоведческий аттракционы с демонстрацией рукописей и рентгеновских исследований некоторых из холстов - когда сквозь окончательные решения, висящие внизу, начинают проступать варианты.

Эффектно. Особенно когда узнаёшь, что заглавная работа ретроспективы "Что есть истина" написана поверх провалившегося в Петербурге "Милосердия".

Н.Н. Ге "Что есть истина?"
«Н.Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Н.Н. Ге "Что есть истина?"
«Н.Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Ну, и, конечно, важно посмотреть большое число мало известных работ, добывать которые и свезти в одно место - работа адова (можно только догадываться сколько сил куратор Татьяна Львова, отлично выступившая на пресс-конференции [кстати, я не ожидал, что на вернисаж придёт ТАКОЕ количество посетителей; между прочих, встретил там Пашу Басинского, только что вернувшегося из Чердачинска и продолжающего интересоваться Толстым] потратила на согласования с самостийными музеями Киева и Минска, не говоря уже о провинциальных собраниях и частных коллекциях.

Особенно, почему-то, много внимания уделяли на вернисаже дядьке из Женевы, который продал Третьяковке свою коллекцию графических работ Ге (иллюстраций к Толстому с умирающими крестьянами и слегка вытянутыми бутонами ангелов, витающих над ними, а так же подготовительными набросками к холсту про Петра Первого).
Ну, продал и продал, зачем же стулья ломать.
Он же и так уже обогатился...


Locations of visitors to this page


Н.Н. Ге "Что есть истина?"
«Н.Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Н.Н. Ге "Что есть истина?"
«Н.Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Н. Ге "Что есть истина?"
«Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Н. Ге "Что есть истина?"
«Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Н. Ге "Что есть истина?"
«Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках

Н. Ге "Что есть истина?"
«Н. Ге "Что есть истина?"» на Яндекс.Фотках
Tags: ГТГ, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments