paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Искусство как пространство, жизнь как время


Искусство не про красоту, искусство про пространство, переживание его, выделенное в особое состояние неприсутствия в жизни (выпадание и выпадение; вненаходимость), тогда как жизнь, соответственно, про время, его истечение и истончение, которые, собственно, и есть жизнь.

Даже музыка, которая и есть как бы запечатлённое время, на самом деле, про акустическое пространство, которого нет и не может быть в реальности; то есть, если искусство это то чего нет в жизни (отсвет идеального), то музыка, как и все прочие ъкты принадлежит сразу двум мирам, нашего, запаянного в процесс слушанья (ритуал концерта, домашнее музицирование фоном) она только касается своей максимально материальной частью - колебанием звуковых волн.

Пространство искусство - зоны особого попадания (впадания), которые невозможно унести с собой, даже если они и застигают тебя спонтанно по дороге в метро - тот или иной участок пути, назначенный тобой искусством всегда очень чётко привязан к некоторой точке, к "стене", на зависимость от которой в моей личной истории впервые указал Ив Бонфуа в эссе "Живопись и её дом".
То, что раньше касалось живописи (иконы и фрески, которые Кабаков объединяет в один жанровый подвид, наследующий тотальной инсталляции) отныне касается любого "культурного переживания", которое имеет отношение к искусству только если оно не может тебе принадлежать, то есть если оно не продажно.

Пейзажный вид. Звучание оркестра. Роспись собора. Картина в музее.
Театральный спектакль и даже перформанс. И даже хепенинг, тоже ведь включённый (вписанный) в определённый средовой контекст, существующий здесь и сейчас.



Сиюминутность здесь и сейчас оказывается не принадлежностью театра или музыки, но всего того, что следует называть искусством; только в таком состоянии оно оказывается не-жизнью, но особой, отгороженной зоной.
Только в таком случае оно на время может победить время.

Всё, в конечном счёте, и можно свести к переживанию инвайромента, но не потому, что он самый современный и модный вид культурного переживания, а потому, что он всеобъемлющий.
И, кстати, именно поэтому и является самым актуальным и передовым, потому что сам себе среда и сам себе контекст; потому что сам себе объём, способный конкурировать за внимание, растянутое во времени и, таким образом, время исключающее.
К сожалению, картина (фреска, икона) более не в состоянии держать внимание, таким образом, утрачивая остаточную ауру.

Таким интересным образом, [неожиданное следствие] путешествие становится жанром искусства, смыкаясь с жизнестроительством, когда выводит тебя за рамки обыденной жизни куда-то вовне - в стихию открытого и/или даже закрытого пространства.
Даже если не оставляет следов и свидетельств (записей, заметок, фотографий), ибо даёт возможность спрятаться от надвигающейся смерти, отвлечься от неё.
Искусство это же великий утешитель, то есть, главный отвлекальщик. Отвлекала.

Переживание пространства - это и есть то нематериальное и сложно осязаемое ощущение (у меня оно начинается когда я попадаю в "ещё одно пространство", скажем, выходя из подъезда на улицу, поигрыванием мускулами нёба, которое волевым усилием можно затвердеть, превратив в подобие церковного купола, под которым, как показывает практика, пространство переживается проще всего), завязанное на физиологию, но, подчас, бывающее не физиологическим, но духовным; пробегающее по пальцам (венам, суставам, органам тела, границам туловища) которое практически невозможно поймать, но которое, тем не менее, как оргазм, манит своим постоянным достижением и повторением.

В первом приближении, это сход, схождение в одну единую (или несколько) точек каких-то разнонаправленных направлений, похожих на сквозняки или излучения, неподконтрольно воздействующих на тело и откликающихся как в сознании, так в подсознании тоже.
Это, отталкивающееся от работы вестибулярного аппарата, проживание какого-то отрезка времени, превращённого в эпизод, в нелинейном, но объёмном (раздутом, сферическом) состоянии.
Это поглощение внимания, помогающего телу (и сознанию внутри тела) отток от поступательной хрони единиц измерения (просто так от них не избавиться как от навязчивого тиканья часов), в полную полость внутри себя, внезапно отстраивающуюся моделью внешних влияний, которые способны возникнуть где угодно и как угодно, но, чаще всего, отталкиваются от стен и других архитектурных или ландшафтных особенностей и деталей, соединяясь с рассеянной (не до конца формулируемой) рефлексией, поглощённой самой собой.
Проглатыванием самой себя.

А есть ведь ещё пространство фантазии, свойственное, скажем, литературе, нестойко привязанной к читательской голове, будто бы раздувающейся от образов на время чтения.
А ещё есть музеи, в которых по ночам, когда выключен свет и нет посетителей, время отсутствует напрочь и наступает [в том числе и пространственная] вечность.



Locations of visitors to this page


Искусство как свойство сознания, привязанного (привязываемого) к определённым (им же самим и определённым) местам, привязываемого за ради сиюминутного и ситуативного забвенья смерти.
Кстати. Понятно ли, что я попытался выразить или нет?
Tags: искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments