paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

В. Гаврилин "Русская тетрадь" в Камерном оперном им. Б. Покровского


В Театре Покровского был первый раз, увлечённый возможностью живьём послушать музыку Валерия Гаврилина, которого редко исполняют в Москве и которого можно слушать едва ли не бесконечно - очень странный, до конца, до сих пор трагически недооценённый композитор.
Тем более, что "Русскую тетрадь" я живьём и вовсе не слышал.
Оттого и пошёл, понимая, что это же всё равно как в рулетку играть.

По структуре "Русская тетрадь, слова в которой "народные", а в музыке нет ни одной прямой цитаты из русских народных песен, похожа на гораздо более известные "Перезвоны".
Только непонятно для чего (возможно ради метража) вокальный цикл, идущий по фортепиано "разбавили" фрагментами Первого струнного гаврилинского квартета.
Из-за этого номера, идущие в оригинальном исполнении внахлёст, оказались проложены музыкальными дивертисментами, которые постановщик монооперы Денис Азаров заполнил пантомимой главной и единственной героини в исполнении меццо Екатерины Большаковой, похожей на Хелен Хант в фильме "Чего хотят женщины?"

Гаврилин мастерски продумал восходящую, на постоянно повышающем эмоциональный градус, драматургическом нерве, тогда как Азарову показалось мало инструментальных вставок - для обеспечения ощущения единства как бы разрозненных номеров, он заставляет Большакову пускаться во все тяжкие - не только петь, но и танцевать contemporary dance, обливаться водой, кидаться игрушечными младенцами, мыть пол, мокнуть под искусственным дождём и постоянно передвигаться по сцене с чемоданом.

Из-за чего паузы между музыкальными мизансценами становятся угрожающе длинными, не накапливая впечатление, но постоянно растрачивая его.



Чемодан - второй важный действующий элемент постановки; в нём находится символический и фактический скарб женщины, проходящей через разные жизненные этапы и ситуации.
Начинается "Русская тетрадь" в темноте, позже медленный, аккуратный свет начинает заливать по-европейски пустую (безвоздушную) сцену, украшенную лишь преувеличенным пиксельным изображением Венеры Милосской (как потом окажется, безнадёжно картонной); куда и выходит певица с чемоданом.
Из него то бьётся свет, а то вырастают деревья, склонившиеся над бревенчатой избой; то начинает колоситься пшеница, а то вываливаются младенцы, которых певица разбрасывает, едва ли не раздрызгивает по сцене.

Азаров правильно почувствовал сюрреалистическую (двойственную, тройственную) природу гаврилинской музыки, диссидентскую и антисоветскую по сути; мимикрирующую под бытовуху, но, на самом деле, окликающую то православные песнопенья, то намекающую на радикальный западный авангард.
В "Русской тетради" Гаврилин идёт ещё дальше, точнее, глубже, используя причеты и, взахлёб кликушествующие плачи, дабы магма внутренней хтони, из которой состоит подлинная женщина, время от времени прорывалась наружу.

Большаковой прекрасно удаётся этот надрыв, однако, режиссёру оказывается мало органики актрисы, за время небольшого (чуть более часа) представления он собирает на сцене все штампы современной оперной постановки - от рассыпанных яблок и пустой сцены с экраном вместо декораций до сюрреалистических образов и видеопроекции с супрематическим набором геометрически правильных фигур, главная из которых - всё увеличивающийся в размерах чёрный квадрат, чередующийся с явно военным и явно недружественным сапогом, топчущим по воле видеохудожника Михаила Заиканова, всё живое.
В том числе и женщину.

Странное, непонятно к кому обращённое зрелище, которое должно конкурировать и конкурирует с массой других, более сильных вещей, начиная от мягкого домашнего кресла перед монитором (с халатом, тапочками, закусками и телевизором, гулящим фоном) до драматических и музыкальных спектаклей в других театрах разной степени вменяемости и качества; до классических, камерных, эстрадных и клубных мероприятий, кинотеатров и прогулок по бульварам при хорошей погоде, ресторанам, закусочным, кафе и кондитерским, на которые так щедра столица.
Не говоря уже о суши, пельменях, шашлычных и мантах, похожих на мешочки с ароматным бульоном.

Допустим, в городе есть ещё класс редкостных извращенцев, нуждающихся в современной опере и ещё более редких меломанов, готовых ради музыка Гаврилина терпеть самую что ни на есть рутину оперных подмостков, но вряд ли нас можно иметь ввиду, включая такую постановку в репертуар.
При том, что постановочная бригада - не замшелые деятели искусств, но молодые, не лишённые талантов и правильного художественного образования люди.

Хотя, конечно, заподозрить странное можно было уже в узком фойе, выкрашенном тёмно-синим колером и украшенным круглыми зеркалами, расширяющими пространство.
Спектакля ждала какая-то особенно интеллигентная (в советском смысле) публика в заношенной одежде.
Пожилая и одухотворённая, с непроходимыми и глубокими следами борьбы с реальностью на измождённых лицах (я без иронии говорю).
И все они друг друга, видимо, давно знали, знают, при том, что мне знакомых лиц не было (композиторы Журбин и Чайковский и критики Бирюкова и Морозов не в счёт).

Очевидно, есть такие места, живущие собственной, автономной жизнью.
Однажды выведенные на орбиту, такие институции давным-давно оторвались от наблюдателей и уплыли на отдельной льдине в открытый космос.
В таком состоянии находится большинство периферийных и провинциальных театров: чужие здесь не ходят, а цепочки причин и следствий заводят развитие таких коллективов (их истории особенно фактурно выходят в романах Шарова, "След в след" или "Репетиции") в полную размытость критериев.

Так что чуда не произошло.
Который раз понимаешь, что оперным спектаклям идёт минимализм во всём - в декорациях, придумках и в антураже, напоминающем школьные конкурсы инсцинированной песни.
И, тем более, в реквизите, который к концу первого действия заполонил подмостки каким-то неутюным, ненужным мусором.

Справедливости ради, следует сказать, что неловкость от "Русской тетради" сгладило второе действие, в котором исполнили монооперу Григория Фрида "Дневник Анны Франк", о которой напишу отдельно.


Locations of visitors to this page
Tags: опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments