paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Location:
  • Music:

"Группа Зеро" и авангард Италии 60-х годов" ММАМ. Спецпроект 4-ой Биеннале и Года Италии


Итальянское искусство, видимо, сразу же при производстве покрывается музейной пылью. Таков рецепт его приготовления: музейная скука автоматически включается в химсостав ингредиентов.
Я это понял ещё в Венеции, где в Коллекции Пегги Гуггенхайм находится большая (и, главное, классная) подборка футуристов.
Несмотря на цветовую яркость и, вроде как, тактильную динамику, скулы же сводило от нечаянного акадэмизма.
Я тогда ещё решил, что подобный конфуз вышел на фоне агрессивного искусства ХХ века (к Пегги я попал после Биеннале, где Марина Абрамович, сидя на горе гостей обмывала маслы тряпицей и слезами) или же из-за передоза самого прекрасного и странного города в мире, но нет - подобное ощущение пыльной поверхности, как тыльной, так и фасадной, при столкновении с итальянским искусством, более уже меня не оставляло и не оставляет.

Причём, ладно бы дело касалось классики, но нет - искусство ХХ века, самая сердцевина модерна тоже действует самым что ни на есть зевотным образом - хоть святых выноси.
Такое ощущение, что родовая травма получена этими творениями именно что при рождении в уставшем от гигантизма контекста концентрированном соляном растворе.

Тут, разумеется, по уму всё сделано и правильно, однако, опыт уже усвоенный культуркой и растворённый в ней делает пра- и про- образы сверлящеговорящими.
Я снова словил, испытал дежа вю это ощущение на прекрасной экспозиции итальянского бедного этим летом в ММАМ, а теперь, на второй части истории итальянского модернизма будто бы вернулся назад.
То ли на пару месяцев, то ли на пару лет.
То ли на пару десятилетий.

Лишённое внешнего [нарративного] содержания и чуть позже выродившееся в школу дизайна, одну из самых передовых в мире, итальянский модернизм показывает, что происходит с искусством чистых форм, откуда, несмотря на прорывные (в буквальном смысле) стратегии, уходит жизнь.
Окончательно и бесповоротно.
Геометрия там правит бал, кинетические подвесные конструкции и мобили (самый, кстати, дистиллированный и скучный зал раздела новейших течений в Третьяковке на Крымском), прямоугольные железки и деревяшки, даже дерьмо художника Пьетро Мандзони, запаянное в консервную банку, установлено на постамент правильной, классицистической формы, сублимирующей ощущения мавзолейного трепета.



Лучо Фонтана в ММАМ
«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках

На лицо ужасное, доброе внутри Революционная начинка подаётся с постными лицами академистов, застёгнутых на все пуговицы.
Магма так и не изливается, застывая в непроявленном виде и не выходя на поверхность, но лишь порождает осторожные (схожие с ощупыванием) жесты и даже целые стратегии, сводимые к экономной экономике жеста.
Тот же горячо любимый Лючо Фонтана, распарывавший брюхо пустых холстов убедительнее выглядит в теории, нежели в практике.

Задумавшись, отчего же Фонтана, работы которого украшают добрую половину первого, "вводного" зала (в одной из чернокожих выгородок лежит даже его пространственная композиция - рельефный, похожий на метеорит, камень) резал пустые, а не зарисованные холсты, я представил человека много лет подряд, едва ли не ежедневном режиме вспарывающего ровные поверхности.
Это ж какой верой в правоту концепта надо обладать?
Даже у Ротко, в этом смысле (как и во всех прочих) размаха и разнообразия было в разы больше.
Ведь это же уже для нас безусловный музейный экспонат, доказавший свою правоту, но когда все эти нарушения линейности только-только начиналось, то никакой гарантии на музей у Фонтана не было.
А что было?

Лучо Фонтана в ММАМ
«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках


Это, пожалуй, самое интересное, однако, выставка в ММАМ ответа на этот вопрос не даёт.
Настаивая на своём собственном, автономном и достаточно чётко проработанном контексте, выставка группы Зеро никак не объясняется и не связываются со своими соседями - скажем, воздушно-безвоздушным Куликом и агрессивно-порочными барочными АЕС+Ф’ ами и, оттого, как бы теряется.
Теряется, стирается, скотомизируется в залах с выключенным светом и выгородками для оптических иллюзий.
НО в этом принципиальном самоукороте нет никакого нового монашества, но реакция на (пере)избыток снаружи и шевеление (кипение) внутри.

Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии
«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках

Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии
«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках

Помимо прочих, имманентных сложностей восприятия этого эстетического минимума, есть ещё и сугубо методологическая ситуация исторической экспозиции внутри новой институции, под завязку забитой паралелльными экспозициями из самой, что ни на есть, жгучей современности.
Что хорошо для разнообразия впечатления (рядом с итальянскими авангардистами висит испанский фотограф-постмодернист, русские гламурщики и стеклянные какашки человека-собаки), но что не очень вяжется с логикой посещения как постепенного расследования, на который намекает архитектура Мультимедийного Музея.

Переводя на обычный язык: я не в претензии, но могли бы поработать и потщательнее.
Ибо мог бы я со спокойной совестью порекомендовать эту выставку кому-то ещё?
Несмотря на важные для искусства ХХ века, вряд ли - как всё то, что, так или иначе, идёт прицепом.
Музей как Биеннале [ММБСИ] в миниатюре.

Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии
«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page

Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии
«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках



Другие биеннальные впечатления, сгруппированные по местам экспонирования:

1. Переписывая миры
Основной проект в ЦУМе. Часть 1: http://paslen.livejournal.com/1192819.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Интерьеры: http://paslen.livejournal.com/1194347.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Артефакты : http://paslen.livejournal.com/1194553.html
Нео Раух в Артплее. Основной проект: http://paslen.livejournal.com/1194934.html
Фильм Реббеки Хорн в ЦУМе: http://paslen.livejournal.com/1192338.html

2. ММАМ
АЕС+Ф" в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188741.html
Инсталляция Кулика в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188389.htm
Герман Титов в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1198942.html

3. Винзавод и Артплей
А. Каллима на Винзаводе: http://paslen.livejournal.com/1178295.html
"Реквиарий" на АртПлей. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196350.html
В. Кошляков "Атлантис" на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1195577.html
А. Булдаков и А. Рябова на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196030.html

4. Проект_Фабрика
Лаборатория группировки "ЗИП". Проект_Фабрика: http://paslen.livejournal.com/1197559.html
"Против политики" Юлии Кисиной:: http://paslen.livejournal.com/1198257.html
"Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов": http://paslen.livejournal.com/1198451.html
"Внутренности": http://paslen.livejournal.com/1199340.html

По дороге Подороги. Отдельное
Аудиториум/ Нужное искусство: http://paslen.livejournal.com/1189169.html
"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском: http://paslen.livejournal.com/1193428.html
А. Бродский "Цистерна": http://paslen.livejournal.com/1196682.html

Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии
«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках

Лучо Фонтана в ММАМ
«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках

Лучо Фонтана в ММАМ
«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках

Лучо Фонтана в ММАМ
«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках
Tags: ММАМ, биеннале, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments