Итальянское искусство, видимо, сразу же при производстве покрывается музейной пылью. Таков рецепт его приготовления: музейная скука автоматически включается в химсостав ингредиентов.
Я это понял ещё в Венеции, где в Коллекции Пегги Гуггенхайм находится большая (и, главное, классная) подборка футуристов.
Несмотря на цветовую яркость и, вроде как, тактильную динамику, скулы же сводило от нечаянного акадэмизма.
Я тогда ещё решил, что подобный конфуз вышел на фоне агрессивного искусства ХХ века (к Пегги я попал после Биеннале, где Марина Абрамович, сидя на горе гостей обмывала маслы тряпицей и слезами) или же из-за передоза самого прекрасного и странного города в мире, но нет - подобное ощущение пыльной поверхности, как тыльной, так и фасадной, при столкновении с итальянским искусством, более уже меня не оставляло и не оставляет.
Причём, ладно бы дело касалось классики, но нет - искусство ХХ века, самая сердцевина модерна тоже действует самым что ни на есть зевотным образом - хоть святых выноси.
Такое ощущение, что родовая травма получена этими творениями именно что при рождении в уставшем от гигантизма контекста концентрированном соляном растворе.
Тут, разумеется, по уму всё сделано и правильно, однако, опыт уже усвоенный культуркой и растворённый в ней делает пра- и про- образы сверлящеговорящими.
Я снова словил, испытал дежа вю это ощущение на прекрасной экспозиции итальянского бедного этим летом в ММАМ, а теперь, на второй части истории итальянского модернизма будто бы вернулся назад.
То ли на пару месяцев, то ли на пару лет.
То ли на пару десятилетий.
Лишённое внешнего [нарративного] содержания и чуть позже выродившееся в школу дизайна, одну из самых передовых в мире, итальянский модернизм показывает, что происходит с искусством чистых форм, откуда, несмотря на прорывные (в буквальном смысле) стратегии, уходит жизнь.
Окончательно и бесповоротно.
Геометрия там правит бал, кинетические подвесные конструкции и мобили (самый, кстати, дистиллированный и скучный зал раздела новейших течений в Третьяковке на Крымском), прямоугольные железки и деревяшки, даже дерьмо художника Пьетро Мандзони, запаянное в консервную банку, установлено на постамент правильной, классицистической формы, сублимирующей ощущения мавзолейного трепета.

«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках
Магма так и не изливается, застывая в непроявленном виде и не выходя на поверхность, но лишь порождает осторожные (схожие с ощупыванием) жесты и даже целые стратегии, сводимые к экономной экономике жеста.
Тот же горячо любимый Лючо Фонтана, распарывавший брюхо пустых холстов убедительнее выглядит в теории, нежели в практике.
Задумавшись, отчего же Фонтана, работы которого украшают добрую половину первого, "вводного" зала (в одной из чернокожих выгородок лежит даже его пространственная композиция - рельефный, похожий на метеорит, камень) резал пустые, а не зарисованные холсты, я представил человека много лет подряд, едва ли не ежедневном режиме вспарывающего ровные поверхности.
Это ж какой верой в правоту концепта надо обладать?
Даже у Ротко, в этом смысле (как и во всех прочих) размаха и разнообразия было в разы больше.
Ведь это же уже для нас безусловный музейный экспонат, доказавший свою правоту, но когда все эти нарушения линейности только-только начиналось, то никакой гарантии на музей у Фонтана не было.
А что было?

«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках
Это, пожалуй, самое интересное, однако, выставка в ММАМ ответа на этот вопрос не даёт.
Настаивая на своём собственном, автономном и достаточно чётко проработанном контексте, выставка группы Зеро никак не объясняется и не связываются со своими соседями - скажем, воздушно-безвоздушным Куликом и агрессивно-
Теряется, стирается, скотомизируется в залах с выключенным светом и выгородками для оптических иллюзий.
НО в этом принципиальном самоукороте нет никакого нового монашества, но реакция на (пере)избыток снаружи и шевеление (кипение) внутри.

«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках

«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках
Помимо прочих, имманентных сложностей восприятия этого эстетического минимума, есть ещё и сугубо методологическая ситуация исторической экспозиции внутри новой институции, под завязку забитой паралелльными экспозициями из самой, что ни на есть, жгучей современности.
Что хорошо для разнообразия впечатления (рядом с итальянскими авангардистами висит испанский фотограф-постмодернист, русские гламурщики и стеклянные какашки человека-собаки), но что не очень вяжется с логикой посещения как постепенного расследования, на который намекает архитектура Мультимедийного Музея.
Переводя на обычный язык: я не в претензии, но могли бы поработать и потщательнее.
Ибо мог бы я со спокойной совестью порекомендовать эту выставку кому-то ещё?
Несмотря на важные для искусства ХХ века, вряд ли - как всё то, что, так или иначе, идёт прицепом.
Музей как Биеннале [ММБСИ] в миниатюре.

«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках

«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках
Другие биеннальные впечатления, сгруппированные по местам экспонирования:
1. Переписывая миры
Основной проект в ЦУМе. Часть 1: http://paslen.livejournal.com/1192819.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Интерьеры: http://paslen.livejournal.com/1194347.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Артефакты : http://paslen.livejournal.com/1194553.html
Нео Раух в Артплее. Основной проект: http://paslen.livejournal.com/1194934.html
Фильм Реббеки Хорн в ЦУМе: http://paslen.livejournal.com/1192338.html
2. ММАМ
АЕС+Ф" в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188741.html
Инсталляция Кулика в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188389.htm
Герман Титов в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1198942.html
3. Винзавод и Артплей
А. Каллима на Винзаводе: http://paslen.livejournal.com/1178295.html
"Реквиарий" на АртПлей. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196350.html
В. Кошляков "Атлантис" на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1195577.html
А. Булдаков и А. Рябова на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196030.html
4. Проект_Фабрика
Лаборатория группировки "ЗИП". Проект_Фабрика: http://paslen.livejournal.com/1197559.html
"Против политики" Юлии Кисиной:: http://paslen.livejournal.com/1198257.html
"Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов": http://paslen.livejournal.com/1198451.html
"Внутренности": http://paslen.livejournal.com/1199340.html
По дороге Подороги. Отдельное
Аудиториум/ Нужное искусство: http://paslen.livejournal.com/1189169.html
"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском: http://paslen.livejournal.com/1193428.html
А. Бродский "Цистерна": http://paslen.livejournal.com/1196682.html

«Пьетро Мандзони со своим дерьмом и прочие прекрасные иллюзии» на Яндекс.Фотках

«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках

«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках

«Лучо Фонтана в ММАМ» на Яндекс.Фотках