paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов". Спецпроект 4-ой Биеннале. Проект_Фабрика

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов

Чувствуешь физическое сопротивление необходимости писать про выставки, расположенные на "Проекте_Фабрика": все они, за исключением фотовиньетки Кисиной и нелепо лепой трудотерапии ЗИПа вымученные и вымороченные, однако, взялся за гуж, имей силы довести коллекцию впечатлений до логического завершения.
И, потом, что-то, вероятно, не так с самим этим местом, бывшей картонажной фабрикой, словно бы застывшей в оцепенелом сне.

Из всех московских промышленных территорий, переданных искусству, пожалуй, именно эта - самая неудачная, некалорийная; можно отдельно задуматься и понять что же с этим местом не так - ведь неубранность не мешает вкушать лабиринты "Красного Октября", а относительная отдалённость АртПлея или неудачное расположение Винзавода легко выносятся за скобки разумной организацией процесса.
Может быть, дело в том, что другие переформатированные площадки куда-то развиваются, перестраиваясь и доходя до более-менее (чаще, конечно, "менее", но, тем не менее, процесс ведь запущен и идёт) приемлемого состояния, тогда как этот фабричный двор точно замер, вместе со всем окружающим его районом в желе вечной тишины и постепенно ветшает, лишь предоставляя свои цеха и лестницы для проведения культурных мероприятий, которые не наполняют эти стены, но выдуваются вместе со зрительскими впечатлениями.

И тогда становится не очень понятно зачем оно всё здесь; за исключением, разве что, мысли о том, что освободившаяся от бумаги и картона территория обломилась хорошим и приятным людям, пытающимся заселить эти стены правильными проекциями, тенями и образами, но денег катастрофически не хватает, поэтому радуемся, что есть тепло, свет и канализация, обеспечивающие функционирование многопрофильного центра современного искусства.

Пусть ещё одного, но, зато адекватного ситуации и, насколько это возможно, аутентичного: ведь сила многих лофтов заключается в ловкой подмене, возникающей с помощью евроремонта.
Когда начинка выскабливается и наполняется лёгко растворимым в воздухе гламуром, то есть, корёжится суть помещения, становящегося диетически подкованным. Обезжиренным.
А тут, на "Фабрике" вся эта суровость стиля сохраняется - с тобой играют в открытую: хотели андеграунда - их есть, под ботинком хрустящем, у меня.
И это игра по правилам, от которых, впрочем, все уже успели отвыкнуть (а кто-то вовсе не застал).



Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках

Эта модель современного искусства, которое не стремится стать мейнстримом (а если и стремится, то не тут), что, конечно же, оказывает существенное влияние на уровень выставок и на уровень восприятия выставок.
Ибо критерии или размываются или отменяются вовсе - ну какие критерии (границы оценки) в художественном подполье, когда все вокруг свои?
Когда чужие здесь не ходят, а родные мёдоречивы?!
И всё же, и всё же. Я думаю (по себе чувствую), что нынешняя затяжная путинская стабильность должна породить (и уже порождает, уже породила) новый тип андеграунда, который чурается какой бы то ни было общественной зависимости и общественных проявлений.

Тому порукой - с одной стороны, высокий уровень технической оснащённости людей любыми гаджетами, а с другой - тотальная ложь эпохи тотальных переворотов и перевёртышей, тотальных подмен, когда подлинность существования и творческих актов гарантирована лишь частным, приватным уровнем.
С третьей - общее умонастроение эпохи, разрушающей любые социальные цельности и выводящей в мир индивидуала-одиночку, уже более ни с кем и ни с чем (даже с профессиональным сообществом) не связанного.
Любое объединение, объединённость порождают только ложь и фальшь. Симулякры.

Особенно это хорошо заметно на примере разных институций, которые строились и набирались сил в советском подполье (от московского концептуализма до питерского модернизма), а теперь вышли на широкие поля социальных обобщений, вытеснив собой все прочие ростки эстетических разночтений.
Условно говоря, Кабаков вместо Дмитрия Набалдяна и верлибр вавилонского разлива вместо Эдуарда Асадова, покидая прокуренные кухни, пытается стать новым официальным искусством, мгновенно впечатываясь в ложь и мгновенно утрачивая какое бы то ни было художественное содержание (в замен на репрезентацию собственной сытости, буржуазности).

Книгоиздание уничтожает литературу точно так же, как выставочная инфраструктура, ставшая, с одной стороны, частью арт-бизнеса, а, с другой, встраиваясь в структуру городских развлечений.
Но, при этом раскладе парадоксальным образом оказывается, что "Фабрика", стоящая как бы на обочине, подвержена всем тем же меновым переменам, которые не делают фабрикантские артефакты лучше сделанных за большие (и очень большие) деньги.

Это, разматывая собственное ощущение от места, я, таким образом, оттягиваю момент, когда надо начинать писать собственно о выставке, почему-то мне этого не хочется.
Хотя ничего страшного или странного в этом проекте нет, выставка как выставка, много хуже видали (причём, прямо по соседству)...

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках

...может быть дело в том, что кураторам (сын Пригова и его супруга) не удалась заявленная в заголовке странность при передаче инопланетного инобытия?

Собранные в солянку высказывания художников вокруг да около космической темы (которая в некоторых изводах превращается в диссидентскую пургу) не складываются в нечто единое (но, кажется, этого никто от составителей или их подопечных и не требует) и не транслирует непохожести, которая, может быть, и проскальзывает в отдельных (одной из десяти) работ, но в общем и целом...

Опять же по соседству показывается инсталляция ЗИП-лаборатории, в которой этот эффект достигается простыми и немудрёными способами, но, между тем, весьма доходчиво и остроумно.
А выставка про "Космическое государство" никаких новых высот не достигает, кроме радости узнавания ничего не поставляя: художники с узнаваемыми манерами, как скажем, у Ильи Китупа, выставившего комкс-альбом ("собственность автора"), узнаются, но никакой кураторской заслуги в этом нет.
Крупная личность сама по себе крупная личность, как (и кем) её не обрамляй.

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках

Единственная встреча, в которой Андрей Пригов и его жена Наташа задействованы с "правильной стороны" это серия фотографий про жизнь инопланетян с участием покойного Дмитрия Александровича.
И мне, почему-то, кажется, что идея всей выставки выросла из идеи показать именно этот цикл.

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках

Выставка располагается в двух залах, маленьком затемнённом, предоставленным нескольким инсталляциям и объектам, среди которых рукоделием выделяется чемодан, ярко освещённый изнутри.
Заглядывая в свет, видишь внутри какую-то напряжённую жизнь, безостановочное движение колёсиков и винтиков.
Рядом по соседству располагается странный алтарь (он же "Космическая свалка") Маши и Наташи Арендт из Коктебеля, идею инаковости воплотивших в целлофане и прочем объёмно-графическом антураже, который в полумраке выглядит очень даже привлекательно.

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках

Одни художники схалтурили, подобно Африке выставив чайную чашку, другие "схитрил"и, как Аркадий Насонов ("Конец истории") или Чарли Сатклифф ("Император и автократ"), отдавшие на выставку соц-артистские полотна, лишь косвенно относящиеся к заявленной теме...
..хотя, быть может, под Космическим Государством Трансцендентальных Переворотов имеется ввиду "не дом и не улица", но в целом Советский Союз?
Несмотря на присутствие Путина и многих мифологических фигур советского культурного пантеона, выставка не отвечает и на этот вопрос.

При том, особенно если сравнивать с выставками, проходящими по соседству, что ты отчётливо понимаешь, как Андрей и Наташа старались, привлекая и известные имена и качественные работы, и видеоинсталляцию в 3d и трудоёмкие объекты, которые распределены ровно и аккуратно, с некоторым даже развитием лейтмотива (впрочем, невнятным и малоубедительным).
Видима, какая-то базовая, фундаментальная посылка экспозиционного сопромата оказалась ложной, отсюда и вся прочая общая холостая ходульность вышла ходульной.

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках

Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов
«Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


Другие биеннальные впечатления:

Основной проект в ЦУМе. Часть 1: http://paslen.livejournal.com/1192819.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Интерьеры: http://paslen.livejournal.com/1194347.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Артефакты : http://paslen.livejournal.com/1194553.html
Нео Раух в Артплее. Основной проект: http://paslen.livejournal.com/1194934.html
Фильм Реббеки Хорн в ЦУМе: http://paslen.livejournal.com/1192338.html

Аудиториум/ Нужное искусство: http://paslen.livejournal.com/1189169.html
АЕС+Ф" в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188741.html
Инсталляция Кулика в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188389.html

А. Каллима на Винзаводе: http://paslen.livejournal.com/1178295.html
"Реквиарий" на АртПлей. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196350.html
В. Кошляков "Атлантис" на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1195577.html
А. Булдаков и А. Рябова на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196030.html
"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском: http://paslen.livejournal.com/1193428.html

Лаборатория группировки "ЗИП". Проект_Фабрика: http://paslen.livejournal.com/1197559.html
"Против политики" Юлии Кисиной:: http://paslen.livejournal.com/1198257.html
"Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов": http://paslen.livejournal.com/1198451.html
Tags: биеннале, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments