paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Реликварий", спецпроект 4-ой Биеннале. Artplay


После путанного и явно избыточного Основного проекта, рассыпающегося на составляющие, небольшая выставка из девяти артефактов, расположенная в небольшой двухэтажной галерее при входе на территорию Artplay, оказывает самое благоприятное и душеподъёмное воздействие.

Во-первых, архитектурной своей направленностью, во-вторых, ненавязчиво коммерческой составляющей (галерея MG самым очевидным образом завязана на повторяющиеся в работах элитные стройматериалы, что привносит кураторскому замыслу ноту нерасторжимого единства, даже цельности, когда начинаешь задумываться как же будут существовать экспонаты "Реликвария" без связки друг с другом и без этих стен, наделённых умеренной гламурностью или, если точнее, тактичной буржуазностью.

В-третьих, очевиден, остроумен и полностью воплощён сам кураторский посыл и здесь, надо сказать массу комплиментов Юрию Аввакумову, уже не в первый раз видишь совершенно иной качественный посыл кураторской работы, нежели вообще принятый в наших палестинах.
Возможно, это оттого, что Аввакумов я сам является художником (а так же архитектором) прекрасно понимания внутренние закономерности пластических искусств и их воздействий на зрителя, но мы имеем дело с событием, которое явно выше всех иных проявлений не только Биеннале, но и всей московской выставочной жизни в целом.




Афиша рядом с дверью на выставку
«Афиша рядом с дверью на выставку» на Яндекс.Фотках


Это же дико интересно - когда все резоны и составляющие очевидны, но, тем не менее, из всей этой очевидности возникает, заваривается и работает химия целого, внезапно обнаруживая здоровый голод до нового, умного зрелища.
И это при том, что за спиной только что остались два часа блужданий по лабиринту "Переписанных миров".


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Галерея MG находится на втором этаже красно-кирпичного лабиринта, между каких-то магазинов и контор, поднимаешься по старой лестнице, не ожидая ничего особенного, но отворяя дверь, попадаешь в симпатичный лофт.
Все экспонаты первого этажа (их пять) мгновенно охватываемые взглядом, точно ноты, мгновенно создают объёмное симфоническое звучание, которое ты и кидаешься раскладывать на составляющие.

Синие носы "Гроб Малевича"
«Синие носы "Гроб Малевича"» на Яндекс.Фотках

Синие носы "Гроб Малевича"
«Синие носы "Гроб Малевича"» на Яндекс.Фотках

Синие носы "Гроб Малевича"
«Синие носы "Гроб Малевича"» на Яндекс.Фотках

И тут первым на пути попадается "Гроб Малевича", работа "Синих носов", пожалуй, лучшая работа не только этой выставки, но и всей нынешней биеннале, совершенно музейного уровня работа; зело отличающаяся от всего "тяп-ляп искусства", которым Мизин с Шабуровым прославились.
То есть, понятно, что алую мозаику основания сделала девушка от самой галереи (к сожалению, на сайте сложно понять кто и что делал, а сам я на незнакомые фамилии туговат), что и показывает какой силы могут достигать тщательно проработанные творения "Синих носов", когда идеи осуществляются не на бегу, а обдуманно и не спеша.

Илья Уткин "Детский реликварий"
«Илья Уткин "Детский реликварий"» на Яндекс.Фотках

Илья Уткин "Детский реликварий"
«Илья Уткин "Детский реликварий"» на Яндекс.Фотках

Илья Уткин "Детский реликварий"
«Илья Уткин "Детский реликварий"» на Яндекс.Фотках

Илья Уткин "Детский реликварий"
«Илья Уткин "Детский реликварий"» на Яндекс.Фотках

За "Гробом Малевича", посредине зала, стоит Реликварий для игрушек - изба, роскошно украшенная мелочами и деталями, в которой дети могли бы хранить свои секретики и сокровища.
Известный бумажный архитектор Илья Уткин делает одновременно штаб и укрытие, в котором дитя может прятаться и проводить время, а так же традиционный для церковной культуры объект, магически мерцающий и переливающийся недосказанностью.
В-третьих, это, а почему бы и нет, рождественский вертеп, то есть, объект с явно театральным нутром и драматургически раскладывающейся начинкой.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Юрий Аввакумов "Кенотаф Бродского"
«Юрий Аввакумов "Кенотаф Бродского"» на Яндекс.Фотках

Юрий Аввакумов "Кенотаф Бродского"
«Юрий Аввакумов "Кенотаф Бродского"» на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сбоку от уткинской работы стоит самая монументальная работа экспозиции - Василеостровской кенотаф Иосифа Бродского, сделанный самим Аввакумовым в компании с Алёной Кирцовой, где погребальный бэкграунд современных евроматериалов (плитки, мрамора, мозаики и много чего ещё) неуловимо [или очень даже уловимо, явно, зримо] обрастает ритуально-похоронными ощущениями.
Огромный сосуд или же капсула для пепла (или же, допустим, поминального дыма?) с крохотными дырочками в боках (сквозь которые можно разглядеть внутреннюю библиотеку) упирается своим жерлом в зеркало.
Рядом стоит полукруглая стела, оформленная внешней библиотекой; вполне внятный и самый точный из всех памятников поэту.

Поэтам с памятниками у нас совершенно не везёт, кстати.
Впрочем, не только поэтам.
Антропоморфный фигуративный подход давно и безнадёжно устарел, а решиться на новый могут лишь отчаянные одиночки, да и то в рамках локальных, эстетских выставок - вот как Юрий Аввакумов сейчас или же Андрей Красулин, сделавший феноменально красивую и умную композицию для памятника Мандельштаму в Старосадском и, по вполне понятным причинам, так и не воплощённую.

Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"
«Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"» на Яндекс.Фотках

Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"
«Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"» на Яндекс.Фотках

Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"
«Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"» на Яндекс.Фотках

Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"
«Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"» на Яндекс.Фотках

От Бродского, по гипотенузе, переходим к "Кощею Бессмертному" Тотана Кузембаева - тяжёлому квадрату, пронзённому десятками тяжеловесных, толстых спиц, охраняющих внутреннее яйцо.
Инсталляция эта трансформер и может создавать различные конфигурации внутреннего ландшафта.
Отметим так же выложенные мозаикой внешние углы, отсылающие к врубелевским майоликам и васнецовским ар-нувошным украшательствам.

Последняя работа на этом этаже осталась для меня непонятной - из плиток разной степени фактурности Сергей Чобан создал "Музей архитектурного рисунка", структурно рифмующийся с Кенотафом Аввакумова - здесь тоже есть основной объект "посредине" и обрамляющая его декоративная стена, комментирующая и подтверждающая главный объём.

Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"
«Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"» на Яндекс.Фотках

Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"
«Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"» на Яндекс.Фотках

Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"
«Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"» на Яндекс.Фотках

Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"
«Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"» на Яндекс.Фотках

На этом можно было бы и закончить, выставка уже состоялась, однако внезапно я увидел лестницу на второй этаж, где тема реликвария оказалась разыграна в более локальных (интимных) и скульптурных артефактах, точно так же создающих единый ансамбль в духе мастерской Бранкузи.

Ближе всего к входу стоит ящик доверху наполненный бисером, поверх которого лежит "Ставроастерион", исполненный "Обледенением архитекторов" в соавторстве с Ольгой Солдатовой, более похожий на дамский ридикюль.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Второй этаж Реликвария
«Второй этаж Реликвария» на Яндекс.Фотках

Второй этаж Реликвария
«Второй этаж Реликвария» на Яндекс.Фотках

"Арт-бля" выполнили центровой артефакт - каменную пирогу, ощерившуюся каменной щетинкой (некоторые подробности проектов можно увидеть тут).
Внутри этого, как оказалось, числа Пи - тончайшая световая нить, становящаяся заметной только если встать по центру.

Второй этаж Реликвария
«Второй этаж Реликвария» на Яндекс.Фотках

Венчает экспозицию второго этажа Голова (или же Череп) Дмитрия Буша и Марко Бравуры состоящий из окаменевших ремней - пространственная композиция о главном хранилище всех возможных (впрочем, и невозможных тоже) сокровищ.

Второй этаж Реликвария
«Второй этаж Реликвария» на Яндекс.Фотках

Второй этаж Реликвария
«Второй этаж Реликвария» на Яндекс.Фотках

Второй этаж Реликвария
«Второй этаж Реликвария» на Яндекс.Фотках

Ну, и, наконец, декоративная "Рыба" Юрия Григоряна и Елены Угловской - искусство светлое, оптимистическое, наполняющее позитивной энергией; тем самым теплом, которого так не хватает выставкам актуального искусства, всё больше посвящённым некоммуникабельности да разобщённости, а не внятным человеческим ценностям, типа домашнего очага или уюта детской комнаты, за что "Реликварию" можно простить (читай не заметить) и налёт гламурности и утилитарной надобы, оплативших аккуратность и проработанность.
В конце концов, в галереи ходишь не только ради социальной критики и экзистенциальных обмороков; эстетические удовольствия и цели могут меняться.

Второй этаж Реликвария
«Второй этаж Реликвария» на Яндекс.Фотках

Второй этаж Реликвария
«Второй этаж Реликвария» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page
Tags: биеннале, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments