paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

В. Кошляков в Галерее Гельманов на "Винзаводе". 4-ая Биеннале

"Атлантис" Валерия Кошлякова


Основная новость состоит в том, что Кошляков перестал делать архитектуру и выдал портреты - большие, красивые и точно такие же деконструктивистские, как и его бумажная скотч-архитектура.
То есть, художник логично эволюционирует, развивая предыдущие темы, связанные в пунктирный рассказ, в визуальную наррацию; почему-то именно применительно к Кошлякову хочется назначить его выставки главами одной большой книги.
Может быть, даже и романа.

Предыдущая выставка Кошлякова в "Галерее Марата и Юлии Гельман" (кстати, очень важно, что очередные главы этой книги выкладываются в одном и том же стабильном пространстве белых фактурных стен, которые художник наверняка имеет ввиду белую кирпичную кладку, горизонтальной логике которой важно сопротивляться вертикальной устремлённостью работ вверх, ввысь) называлась "Недосягаемые" и состояла из скульптурных супремусов и больших, словно бы расплывающихся панно, про которые я решил, что это фотоувеличение иконных поверхностей - детальное, под лупой, рассматривание утопии.


"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках


Помимо идеологического контекста (иконы, утопии, утописты) в циклах Кошлякова есть и важное формальное послание о самодостаточности линий и цветовых, световых пятен, способных нести и вынести собственную цветовую нагрузку.
На мой вкус, это такая преодолённая абстракция; возвращение к потусторонней (то есть, после длительного переживания полной нефигуративности и разреженности) фигуративности; сбирание (сбивание) себя наново - но уже на каком-то мини-уровне, атомов и атомических связей.

"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках

И дело здесь в объединении сразу нескольких традиций, вступающих между собой в странные, кровосмесительные связи, разрывающие умозрительный зрачок.

С одной стороны, Кошляков - очевидный наследник русских утопистов (как религиозных, статусно-обрядовых, обретающих свободу в иконном каноне, так и авангардных), преобразовывающих внешнее за счёт внутреннего, так и прямой продолжатель формально-цветовой реакции на конкретную социально-бытовую действительность - в духе фовистов, наследующих постимпрессионистам и развивающимся для начала в экспрессионистов, а затем уже в новых немецких диких, среди которых главным для Кошлякова, должно быть, является Г. Базелиц и демонстративным превращением логичных фигуративных сюжетов в самодостаточные цветовые пятна.
Стоит только перевернуть картину.

"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках

То есть, с одной стороны, в Кошлякове кипит и пенится бегство от реальности, но, с другой стороны, реальность конкретными и весьма тяжеловесными якорями просто прикручивает его сознание и восприятие к сермяге действительности.
Разрыв между разнонаправленными устремлениями и порождает внутренний взрыв, порождающий миллиарды разноцветных обломков, лоскутков, линий ленточек и прочего строительного мусора, который будто бы поднялся в воздух минуту назад, ну, а теперь, когда ты зашёл в галерею, томно и томительно оседает, подсвеченный внутренним фаворским и внешним осенним светом.
(Между прочим, "Атлантис" редкая выставка в галерее Гельманов, когда фасадное окно зала оказывается открытым).
Такой себе широко направленный взрыв.

"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках

В отличие от Базелица, Кошляков ничего не переворачивает с головы на ноги, он лишь лишает фигуративную натуру её фундаментального фигуративного основания, превращает в абстракцию, не лишая, при этом, узнаваемости лица из школьного учебника.
Вот для чего и нужны ключевые, с первого взгляда окликаемые фигуры, типа Маяковского и Петра Первого, Достоевского и Толстого: бессознательное противоречие между тем, что тебе знакомо и чем-то новым, сложно осознаваемым, запускает механизм переживания и вовлекает тебя внутрь проекта.

"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках

Об этом же, кстати, отнюдь не бумажный, но очень даже пластилиновый солдатик с опущенным знанием, комментирующий ситуацию на выставке откуда-то сбоку.
Боец, усталый и разбитый в боях с реальность и [за реальность], одновременно, похож и на игрушку и на скульптуру, одновременно являясь и тем и другим.
Знаменосец оказывается на этой выставке точкой сборки, центром, испускающим тысячи лучей, из которых скомпонованы (едва ли не свиты) коконы объектов - лиц, запнувшихся о преобразования - неважно, внутренние или внешние.

"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках

Понятно, что все (? мне так не кажется, кстати; как и то, что все головы принадлежат исключительно великим - а как же эмблематический красный матрос?) персонажи, на этот раз изображённые Кошляковым принадлежат русской истории, однако, мне больше всех в "Атлантисе" не хватило, почему-то лица, точнее, лика Леонардо да Винчи.
Его лбу пошло бы соседствовать с лбом Льва Толстого.

"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках

"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках

"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках

"Атлантис" Валерия Кошлякова
«"Атлантис" Валерия Кошлякова» на Яндекс.Фотках
Tags: Винзавод, биеннале, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments