paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Основной проект Биеннале. Часть 2. Интерьеры Artplay


Теперь понятно, что первая часть основного проекта 4-ой Биеннале "Переписывая миры", собранной Петером Вайбелем в ЦУМе, является эпиграфом к большому, едва ли не одуряюще (изматывающему) количеству объектов, выставленных в новых, ещё не до конца достроенных и оформленных помещениях Artplay, фасадом выходящим на набережную.

Ну, да, нашего человека никогда не проймёшь - то пусто, как в ЦУМе, то густо, как здесь, на роскошной, лакомой, сочащейся подробностями, складками и цветами территории бывшей
промзоны.
Конечно, не удовлетворишь, ибо умеренность - мера всех вещей; всего должно быть в меру, без ходульности, но и без разгула, на который так падка Москва.
Дело тут в глубинном сопротивлении самой структуре Биеннале, о которой, должно быть, никто как следует не задумывался, кроме, разве что, Бакштейна, которого я увидел и тут, стоило мне только переступить порог металлоискателя, стоящего на зелёном ковровом покрытии (сама акватория входа исполнена в красном).
Но Бакштейн один и ему всегда некогда.

Многое из того, что происходит, делается само собой, без внятного анализа, определяемого неофициальными целями (скажем, бюджет попилить), из-за чего рельсы-то отлажены, работа идёт, можно сказать, кипит, но для чего и почему? Для кого, наконец?
До сих пор, кстати, вообще непонятно зачем Москве нужна Биеннале.
Именно Москве, а не Бакштейну и людям, которые её мастырят (пока ходил, думал: в силу непонятности процесса и невозможности его замерить, устройство подобных мероприятий - идеальная схема для пиления, отмывания и откатов).
Совсем как, кстати, и какая-нибудь правозащитная деятельность.

соотношение бетона, кирпича и древесины



внутри Артплея строится маленькая ивропка
«внутри Артплея строится маленькая ивропка» на Яндекс.Фотках

Вход со стороны Артплей
«Вход со стороны Артплей» на Яндекс.Фотках

Дело тут ещё и в том, что, подобно Винзаводу, Artplay, само по себе, красивое и сильное (а потенциально ещё более красивое и ещё более сильное) место.
Это замечаешь по всевозрастающей активности своего фотоаппарата, который постоянно, сука, чует нечаянную красоту и рвётся, подобно голодному псу, запечатлеть; натягивает поводок.
Места силы, к тому же связанные с искусством, как-то мгновенно повышают нашу восприимчивость, причём происходит возгонка всех органов чувств, становящихся отчётливо трепетными, точно с глубокого похмела.
Какие уж тут артефакты, когда всё вокруг, нахлобучив клобук многозначительности, претендует на статус артефактов так, что глаз становится липким и, одновременно, покатистым.

Герхард Рихтер. "Сентябрь"
«Герхард Рихтер. "Сентябрь"» на Яндекс.Фотках

К основному проекту ты идёшь про кирпичным лабиринтам с конторами и магазинами, насосными и складами, так активно себя продающими, что пока доходишь до выставки, глаз оказывается замылен, изнежен изобилием, непозволительно утончён; всё (химия) произошло раньше того, как ты нашёл и попал. Ты попал.
Дальше больше. Архитектурная нутрянка выставки разлетается масштабностью в разные стороны необжитыми, бетонными холлами с эффектной кирпичной кладкой грубого помола, агрессивно торчащими коммуникациями, хрустом под ногами.
Артефакты здесь разнесены, хуторами во вселенной, на достаточно длительные расстояния друг от друга; им, объектам, здесь, мягко говоря, не тесно.

первый "зал"
«первый "зал"» на Яндекс.Фотках

Особенно на первом этаже, где можно пойти направо и точно попасть на пустую привокзальную площадь, а можно налево, куда я попал, когда думал, что выставка уже, слава богу, закончилась.
Некоторые работы в такой разнесённости, давящей, вместе с полами и потолками на кнопки некоммуникабельности и разобщённости (а, так же, повышающие общую тревожность) просто теряются - как, скажем, самый первый экспонат экспозиции - картина Г. Рихтера "Сентябрь", одиноко повешенная при входе на изнанке стендов со списком спонсоров (живописи, вообще, очень мало; лучше всего запомнились две большие холстуёвины Нео Рауха в отдельном гипсовом боксе без крыши).


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Короче, ты тратишь весь запас эмоций и сил, передвигаясь от одной инсталляции к другой, заходя в чернее чёрного закутки с видео, где тебя охватывают приступы мгновенной паники (так давит на психику это техногенное выставочное пространство), а потом оказывается, что это ещё не конец, а самое, что ни на есть, начало и основная часть творений и интерактивных придумок размещена в лабиринте на втором этаже, степень протяжённости которого открывается постепенно - по мере прохода по экспонатам.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Да, а с левой стороны лабиринт ограничен огромными окнами, выходящими на набережную, железную дорогу и церкви.
Осень. Небо. Осенние облака. Переулки.
Вход первого этажа накрыт длинным, во всю ширину фасада, козырьком, который и обустраивают рабочие, то висящие в люльках, то устраивающие перекуры.
Ещё раз уточняю: ты идёшь, ну, скажем, мимо серии фотографий, изображающих места в которых живёт власть (зал заседаний в парламенте, исторический архив, государственное агентство новостей) и которые в живописном порядке разбросаны по серой стене справа, а слева такое же бесконечное, как этот проход мимо фотографий, окно, в котором идёт своя жизнь.
Ну и где, при таком раскладе будет твоё внимание?

живые экспоненты
«живые экспоненты» на Яндекс.Фотках

При том, что внутри основного проекта, несмотря на зрительский минимум, идёт весьма плотная собственная жизнь - причём не только в среде охранников, облачённых в строгие чёрные костюмы, но и строителей, оформителей и неквалифицированных рабочих, которые невольно, а то и вольно превращаются в недостающих зрителей - очень уж артефакты внимания алчут.
Люди встречаются, люди влюбляются, постоянно чем-то занятые. Им не до нас. Им не до искусства.
Своя совершенно жизнь. Автономная и непостижимая.

один из проходов второго этажа
«один из проходов второго этажа» на Яндекс.Фотках

Работа, разумеется, адова - я имею ввиду, придумать, собрать и разместить, соткать из воздуха на какое-то время всю эту темпераментную, представительскую пустыню из ничего, впрочем, равномерно распределённую по этажам и как бы правильно позиционированную с точки зрения драматургии - ну вот чтобы никто и нигде не заскучал, но прошёл свой пусть наслаждения от и до ровной и лёгкой походочкой.
В результате же чувствуешь себя загнанной крысой из научного эксперимента; зверьком, которому постоянно давят (или это оно само себе давит?) на центры удовольствия, пока тот не падает в изнеможении и не умирает от недоедания (некогда поесть).


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Кстати, именно при переходе с первого этажа на второй, на неуютной лестнице, присыпанной строительным мусором (огромные окна которой выходят на хаос внутреннего артплеевского строительства) я почувствовал первый, но уже решительный приступ голода, который постоянно нарастал и шумел в крови.
Первым делом, выйдя за территорию искусства в город, я купил питьевой йогурт и насытился по-настоящему.

Нео Рух
«Нео Рух» на Яндекс.Фотках

Драматургия же в том, чтобы в спокойствии важном и в движении чинном, равномерно (ибо нет ни возрастания, ни упадка, но ровный-ровный слой пепла всего) чередавать инсталляции и боксы с видео, фотографии (чем больше формат тем эффектнее) и вновь инсталляции; интерактив с интровертной вампирской вкрадчивостью, восточных художников с российскими.
И так по кругу.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ходил, бродил, натаптывал натоптыши и делал бесчисленное количество снимков (даже телефончик разрядился, что с ним никогда и нигде не бывало), с которыми теперь даже и не знаю как поступить.
Их много делаешь, не задумываясь, чтобы лучше, механическим выносом, запомнить последовательность выставки, которая избытком своим затирает саму себя (а я ведь чувствую себя посланником тех френдов, которые живут далеко и никогда на московскую биеннале не приедут), а теперь и сидишь, не совладаешь.
Вот я как сделаю (на самом деле, пока писал все эти бесконечные буквы, параллельно думал как с фотографиями справиться): здесь оставлю съёмки только помещений, а все личины артефактов скину в отдельный репортажный пост.
На том и порешили, а то у меня уже подушечки пальцев ноют.
Причём, как на ногах, так и на руках.

Окно внутрь
«Окно внутрь» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


окно внутрь (рядом с Рихтером)
«окно внутрь (рядом с Рихтером)» на Яндекс.Фотках

вид с лестницы на второй этаж
«вид с лестницы на второй этаж» на Яндекс.Фотках

окна и фабрики
«окна и фабрики» на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

последний зал с картой Палестины и картой мира, составленной из мешков с водой и картой европы, сделанной из спичек
«последний зал с картой Палестины и картой мира, составленной из мешков с водой и картой европы, сделанной из спичек» на Яндекс.Фотках

карта европы из спичек
«карта европы из спичек» на Яндекс.Фотках

Просто лавка. Просто стена (напротив входа; напротив Г. Рихтера)
«Просто лавка. Просто стена (напротив входа; напротив Г. Рихтера)» на Яндекс.Фотках
Tags: биеннале, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments