paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Спецпроект Биеннале

"Некрореализм". Пятый этаж

Ленинградские "Некрореалисты" - пример, скорее, удачного (100%-го) самоназывания, нежели реального эстетического или идейного единства; объединение людей, связанных, скорее, внешними обстоятельствами - скукой советского застоя, переживаемого в провинциальном городке с большой культурной традицией.
Психологическая, нежели психопатическая, как вычитывается из заявки, структурная единица, не претендующая на базис определённого стиля жизни; раскованная, не лишённая юмора, игра, позволяющая раздвинуть рамки обыденности за счёт запретов (в основном, бытовых, а не политических).

Внешний, игровой взгляд задевает "некроэстетику" тематически, но не метафизически: пластический эквивалент страха и смирения, веры в загробное и прочих милых штучек не переживается незыблемой данностью, но конструируется за счёт затрагивания спектра определённых мотивов, передаваемых неповторимым соединением языка медицинских брошюр, детских ужастиков, гигиенического распутства и ложной многозначительности, возникающей из тотального советского умолчания.

Если десадовских либертенов всё время тянуло спрятаться, дабы предаться законному и заслуженному наслаждению, то питерские трупаки, сообразно мировым мифологиям и собственным темпераментам, всё время тянет наружу, на волю и на свободу - некротанец шатуна-подснежника и есть момент переживания уже ничем более не сдерживаемого своеволия; свободы и возможности делать всё, что захочется.
Именно поэтому Юфит со товарищи постоянно стремятся в леса и в поля, на природу, которая равнодушна к проявлениям непонятной ритуальной активности.
Совсем как в случае с московскими концептуалистами, тоже, ведь, время от времени выбирающимся за город (застой даже столицу делает провинциальной).

Однако, при всей своей типологической схожести с "Коллективными действиями" (власть концепта над пластической убедительностью и шевеление вокруг пустотного канона: в самом деле, что живой художник может знать о смертном и, тем более, посмертном джазе?), "некрореалисты" делят эту рифму с другим ленинградско-питерским художественным сообществом - "Новой Академией", группирующейся вокруг Тимура Новикова и наиболее продуктивное смысловое поле, как мне кажется, возникает из-за трений (смычек и расхождений) со своими земляками, нежели со столичными пустотниками.
Впрочем, я могу и ошибаться.



"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Второй этаж
«"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Второй этаж» на Яндекс.Фотках

Экспозицию в Ермолаевском, против привычного расписания, выстроили не как всегда сверху вниз (поднимаешься на пятый этаж на лифте, откуда, осматривая этаж за этажом, постепенно спускаешься к гардеробу), но, оксюмороном, снизу вверх, из-за чего смысл выставки слегка откорректировался буквальностью восхождения.
Куратор Олеся Туркина придумала очень хорошее и постепенно нагнетаемое сгущение, начинающееся со спокойной экспозиции второго этажа через ритмическую организацию третьего и четвёртого к апофеозу регулярности (графических и живописных ритмов, рам и самих холстов).
Этому помогает так же удачная находка со стволами деревьев, которыми как бы "проложены" страницы монографической выставки.
(Мне показалось, что присутствие деревьев должно нейтрализовать возможный метафизический вред самодеятельного некрофильства, которым балуются авторы; то есть, стволы использованы в роли тотемов).

"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Второй этаж
«"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Второй этаж» на Яндекс.Фотках

Лестницы украшены страницами из анатомических атласов и медицинских книг, перепечатанных в привычном питерском стиле с лёгкой небрежностью, лишающей высказывания даже намёка на форс или фасон.
Так же все этажи выставки встречают зрителя эпиграфами из замороченных таблиц с выкладками, высосанными из пальца - игра в наукообразие здесь вскрывает приём несерьёзного отношения и ко всему остальному мирозданию.
Единственное, что объединяет, может объединить, подельников по сопротивлению, серо-чёрная гамма большинства работ, оголтелая и бескрайняя монохромность, к которой прибегали не сговариваясь.
Не сговариваясь?

"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Второй этаж
«"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Второй этаж» на Яндекс.Фотках

Ранние работы более мудрены и несговорчивы, локальны; более поздние, осознавшие и прочувствовавшие тренд, более масштабны и, что ли, сюжетны.
Это не "сила зрелого мастера", но развитие синдроматики, всё более и более овнешняющей заговоренные места.
Голая суггестия сочится и проступает чёрно-белыми немыми стигматами (только на начальном этаже "Некрореализма" юфитовскую инсталляцию сопровождает звук противного, регулярного бурения или же зуда, а так в музее почти как на кладбище, тишь да благодать) - то ли сурового стиля, то ли немецкого (или какого угодно) экспрессионизма, немой вопль которого достигается и с помощью монохромного минус-приёма, но, по большей части, через искажения формы, через деформации и деформацию.

"Некрореализм" в ММСИ. Третий этаж
«"Некрореализм" в ММСИ. Третий этаж» на Яндекс.Фотках

Четыре экспозиционных этажа Туркина разыгрывает по одной и той же схеме.
Если стоять спиной к лестнице, то справа закуток с инсталляцией, слева - отгороженный бокс с видеотрансляцией (рядом с экраном обязательно висит смазанная, плохого качества, фотография чьей-то головы).
На первых двух этажах за чёрной шторкой дают нарезки из самых разных фильмов, снятых ещё 35-мм камерой; на двух верхних этажах дёрганные и суетливые клипы превращаются в плавные фильмы со звуком и осмысленной чередой планов.

"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Второй этаж
«"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Второй этаж» на Яндекс.Фотках

Особенно тронул фильм 1989 года "Рыцари поднебесья", сделанный как ехидная пародия на "Сталкер" Андрея Тарковского - с длинными немыми проходами, медленно падающим снегом и вознёй в чавкающей жирной грязи.

"Некрореализм". Четвёртый этаж
«"Некрореализм". Четвёртый этаж» на Яндекс.Фотках

Другие фильмы, впрочем, как и картины, особенно этого века, отсылают уже, скорее, к Владимиру Сорокину: некрореалистический сюр зависает между приговской дотошностью и монументальностью Эрнста Неизвестного, проявляя самые разные начала, как шестидесятнические, так и более поздние [напластования].
Поскольку, не эстетика, но только игра в эстетику и образ жизни, все эти начала смешиваются в единой посудине и щедро транслируются всем желающим причаститься.

"Некрореализм". Пятый этаж
«"Некрореализм". Пятый этаж» на Яндекс.Фотках

Многие фильмы, или плохо сохранившиеся или же специально расцарапанные, почти напрямую отправляют к эстетике немого кино и дозвукового гротеска, удваиваемого распечатками знаковых кадров - с густой театральной росписью лиц, превращённых, превращаемых в маски.
Инсталляции показались мне менее удачными - две из них перебарщивают с наукообразием (графики и схемы вместо фотографий и погост на плазменном экране большого телевизора), третья, посвящённая учёным-естествоиспытателям (скупые портреты по стенам, обугленная человеческая фигурка на помосте посредине), неубедительна пластически.
И тогда понимаешь, что лучше всего у "Некрореалистов" получается плоскость. То есть, нечто застывшее и заиндевевшее.
Постановочное. Постановка.

"Некрореализм" в ММСИ. Третий этаж
«"Некрореализм" в ММСИ. Третий этаж» на Яндекс.Фотках

То есть, безусловно, это искусство здоровых людей. Правда, слегка балованных.
Лишённая трепета и потусторонних завываний, реакция материалиста на собственные ощупываемые страхи, создающие в атмосфере социальной и бытовой духоты особенные эффекты и искажения.
Но не литература и это уже, само по себе, хорошо; никакой литературности, да.
Но и никакой метафизичности, которую можно найти в буквализме репортажных фотографий Бориса Михайлова или постановочных Арсена Савадова, которые хотя и не обращаются напрямую к теме разложения, гниения или постмортальной гальванизации, обыгрываемых с помощью чучел, манекенов, раздетых кукол, голых деревьев, железнодорожных насыпей и прочих зон отчуждения, рукодельной научной фантастики и пыльного науч-попа, воздействую в избранном некрореалистами направлении куда серьёзнее...

"Некрореализм". Четвёртый этаж
«"Некрореализм". Четвёртый этаж» на Яндекс.Фотках

...может быть, дело в том, что в творениях некрореалистов нет и грана подлинности, одни лишь вариации на тему и постановки, вроде "Изображая жертву"?
То есть, это же не сколько живопись и даже не кино, но... театр, причём барочный, а не анатомический?
Не об этом ли, кстати, афиша с клоунским смайликом, намалёванным поверх эмблематической картинки с людьми и деревьями, столь же удачно представляющей направление, как и его самоназвание?!

"Некрореализм". Четвёртый этаж
«"Некрореализм". Четвёртый этаж» на Яндекс.Фотках

Мне-то, честно говоря, грезились маньячные алтари, которые кинематографические одержимцы выстраивают в подвалах собственных жилищ - как в "Молчании ягнят" или схожих по духу кинолентах, когда обязательно мерцают свечи, в пухлых дембельских альбомах стонут куски расчленённых жертв, летают бабочки, а зеркала украшены искусственными цветами.
И ещё этот приторно-следкий запах вокруг; запах непроветриваемого и повсеместно тёмного помещения, в котором нет ни смены времени суток, ни времени года.

В таких композициях (дрова в камине второго этажа ММСИ всё же на алтарь не тянут), намекающих на "Экстаз святой Терезы" Бернини нет ничего вызывающе радикального, открытого или отверстого, однако, смотреть без содрогания на эти кладбища домашних животных (кстати, вот кости ещё - тоже, знаете ли, весьма сильно действующая аллегория и, одновременно, вещдок) невозможно.
Особенно если камера дрожит мелким бесом и юлит, что суккуб.
А тут, понимаешь ли, обычное дегенеративное искусство, упивающееся своей академичностью, включённостью в дискурс.
Включённость в дискурс - вот чего следует бояться больше смерти.

"Некрореализм". Пятый этаж
«"Некрореализм". Пятый этаж» на Яндекс.Фотках


Locations of visitors to this page


"Некрореализм". Пятый этаж
«"Некрореализм". Пятый этаж» на Яндекс.Фотках

"Некрореализм". Пятый этаж
«"Некрореализм". Пятый этаж» на Яндекс.Фотках

"Некрореализм". Пятый этаж
«"Некрореализм". Пятый этаж» на Яндекс.Фотках

Другие биеннальные впечатления:

Фильм Реббеки Хорн в ЦУМе: http://paslen.livejournal.com/1192338.html
Аудиториум/ Нужное искусство: http://paslen.livejournal.com/1189169.html
АЕС+Ф" в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188741.html
Инсталляция Кулика в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188389.html
А. Каллима на Винзаводе: http://paslen.livejournal.com/1178295.html
"Основной проект в ЦУМе. Часть 1: http://paslen.livejournal.com/1192819.html
Tags: ММСИ, биеннале, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments