paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Основной проект Биеннале. Часть 1. ЦУМ

Лифт в лофт

Куратор Петер Вайбель разместил половину Основной экспозиции (другая её часть, почему-то, расположена в АртПлей; ну, то есть, вопрос не в том почему на АртПлее, место-то хорошее, намоленное, а зачем надо было членить выставку на дольки) в том же помещении пятого этажа, где на Второй биеннале показывали выставку американского видеоарта, а на Третьей Кулик разыгрывал своё теневой театр, ставший прологом к последующим мистериям и литургиям - в бетонном, необработанном пространстве, кажущимся сырым и промозглым (отсутствие перегородок, скрадывающих пространство на других этажах) как бы опускает тяжёлый потолок на ещё более тяжёлый пол, искажая перспективу и превращая территорию едва ли не в щель.

Самый эффектный жест, который позволил себе куратор, это вход - проще и удобнее всего добраться к экспозиции через лифты, для чего нужно поблуждать среди гламурных, ярко освещённых бутиков (указатели отсутствуют), захламлённых (или же, напротив, упорядоченных - как стеллажи в библиотеке) дорогими тряпками и аксессуарами.
Выходя из лифта, ты попадаешь, точнее, выпадаешь в иной мир - более тёмный и просторный, сочащийся техногенной свежестью, сквозняком и минимальным количеством посетителей (первым кого я увидел, был Бакштейн, невозмутимо дававший интервью какому-то азиату).
Зато здесь много охранников, им скучно и они, под давлением звуков и видеоизображений, кучкуются в освещённых экранами местах и заигрывают с работницами биеннале.


"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе
«"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе» на Яндекс.Фотках

Собственно этот выход в "открытое пространство" исчерпывает большую часть экспозиции, её драматический и драматургический эффект, поскольку артефакты выстроились единой цепочкой слева направо (или справа налево, смотря как посмотреть), точно тётки с ягодами да грибами у обочины шоссе.
Вот она, практически вся выставка перед вами, за исключением, пожалуй, двух тёмных карманов аудиторий по бокам, в правой из которых показывают фильм Ребекки Хорн, а в левой что-то совсем левое.

"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе
«"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе» на Яндекс.Фотках

Главным оказывается большой экран с утрированной компьютерной реальностью (на его изнанку, с другой стороны стены, показывают видео про футбол, интересоваться которым охранникам не в падлу) и джойстиком, с помощью которого, разумеется, можно вмешиваться в то, что не существует; справа от него три стены интерактивного павильона с аттракционом - проводишь рукой и линии на него транслирующиеся, начинают двигаться и издавать звуки.
За этим павильоном небольшой закуток, обособленный деревянным амфитеатром (то ли инсталляцией, то ли скульптурой, то ли архитектурной необходимостью эскиза социального пространства), где висит ещё одно видео, аппликация псевдонаучной монографии об искусстве (на английском) и несколько живописных работ (на каждый псевдореалистический холст направлен мощный пучок подсветки, из-за чего едкая критика общества потребления теряется в собственном соку).

"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе
«"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе» на Яндекс.Фотках

Левая часть выставки особенно пустынна - там на пол постелена гугловская карта какого-то города, скорее всего, оставшаяся от какого-то действа и выставлен микрофон, высвеченный ещё более ярко, чем живопись и, по всей видимости, провоцирующий посетителя на соучастие.
Однако, взаимодействовать с ним не захотелось - здесь вообще разлита какая-то ленивая необязательность.
Я не про выставку, а про саму атмосферу территории с редкими тромбами одиноких зрителей, каждый из которых сам по себе.
Хотя и выставка тоже никакой особенной трудоёмкости или красоты ума (и решений) не демонстрирует: почему такая разреженная и полупустая экспозиция назначена биеннальной, да ещё и основной (хотя ополовиненной) мне непонятно.

"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе
«"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе» на Яндекс.Фотках

Две-три очевидных мысли (про всесилье гаджетов и засилье виртуальной реальности) особо свежими не назовёшь; как, впрочем, и размещение объёктов, которые почти никак между собой не взаимодействуют, но похожи на редких посетителей, которые, как я уже написал, похожи на оторвавшиеся и блуждающие в темноте тромбы.
Даже фамилии авторов выписать не захотелось (думать о тех, кто не думает о тебе?); прошвырнулся, типа принял к сведению и пошёл далее, тем более, что пока фильма Ребекки Хорн вполне способен оправдать это бесплатное развлечение.

"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе
«"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе» на Яндекс.Фотках

Думаю, понятие "развлечение" здесь ключевое и то, что ещё несколько лет назад радовало (толпы на Винзаводе!!!) разворотом в сторону мыслительного процесса, теперь поглотило выставочную политику точно так же, как парфёновский инфотейнтмент (развлекающая информация, будто бы изящно поданная) затопила собой все СМИ.
На самом-то деле, развлекая и потакая, актуальные артефакты, как это ни парадоксально звучит, перестают вступать в диалог и, несмотря на повышенную интерактивность, отчуждаются от людей, озабоченных погоней за визуальными играми, со страшной силой.
Прикидываясь клоуном, современный художник, впадает в гордость и даже гордыню, перемежая "что изволите" с "нате, вам", пока окончательно не запутывается в миксе зрелищности и технологизма, поставляющих на мировую арт-сцену подавляющее количество посредственного сырья [мейнстрима].

"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе
«"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе» на Яндекс.Фотках

Хитрость подобных выставок в том, что сделанные на бегу для тех, кто смотрит их мимоходом, они решают впечатление одним-двумя яркими штришками, которые будут обязательно вторичны (стальные собаки явно отсылают к Джефу Кунцу, а картонные люди в турецком переходе даже у нас давным-давно делала академик Татьяна Назаренко), зато идеально вписаны во вторичное пространство мобилографии.
Что, собственно, и демонстрируют даже мои не слишком мастерские снимки.

Замедляться следует, замедляться - и тогда многое чего не замечал (не понимал, неправильно оценивал) предстаёт совершенно в ином (не скажу истинном) цвете.
Тем более, в Москве, диктующей и тупо навязывающей жителям свой собственный ритм, под который кураторы и подстраивают, порой, свои отнюдь не теоретические выкладки.
Когда не надо изобретать концепций, но лишь знать в какой из мастерских можно поживиться ярким и объёмным артефактом, способным отвлечь всеобщее внимание от зияющей пустоты.

"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе
«"Переписывая миры". Основной проект в ЦУМе» на Яндекс.Фотках



Locations of visitors to this page


Другие биеннальные впечатления:

Фильм Реббеки Хорн в ЦУМе: http://paslen.livejournal.com/1192338.html
Аудиториум/ Нужное искусство: http://paslen.livejournal.com/1189169.html
АЕС+Ф" в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188741.html
Инсталляция Кулика в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188389.html
А. Каллима на Винзаводе: http://paslen.livejournal.com/1178295.html
Tags: биеннале, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments