paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Фильм Ребекки Хорн на Биеннале


Конечно, Ребекка Хорн, в первую очередь, мученица (или рабыня) точно накинутой на её искусство фонетики: длинное имя с двойной согласной посредине клином упирается в короткий, рычащий, выхлоп.
Выходит фразеологическое сращение, почти единая фонетико-семантическая единица.
Замените имя или фамилию, магия разрушится. Останется пустая оболочка, библиотека пепла...
Единственная возможность победить фонетику - узнать искусство раньше называния, что и произошло у меня, со мной, когда я видел большую экспозицию эффектных, змеящихся, музыкальных инсталляций Хорн на Венецианской биеннале аж в прошлом веке.
Петь песен не стану, скажу только, что её семидесятиминутный фильм "Лунно-зеркальный дневник" ждал с особым нетерпением.
Вот уж точно "специальные гости", "специальные проекты".

Кино, если что, показывают в ЦУМе, на четвёртом этаже.
Я где-то услышал, что расписание будет вывешено на сайте, но этого, конечно, не произошло - сайт дико неудобный и откровенно тупой (а ещё его сложно найти, так как искалки, в первую очередь, выдают ссылки на сайт Первой биеннале; да-да, у всех четырёх фестивалей РАЗНЫЕ сайты) ленту крутят в режиме нон-стоп в одном из двух дополнительных отсеков основной экспозиции - в затемнённом (темнее тёмного) сыром боксе с щелями в стенах (возможно, так оно и задумано?)
Идеальный эпиграф к смотру актуального искусства.
С этого и нужно было бы начинать.


Хотя, если честно, фильм ничего особого из себя не представляет - композиция, представляющая различные инсталляции, сделанные в разные годы в разных городах и в разных пространствах.
Эту нарезку, чередующуюся с интервью, которое огненнорыжая Хорн, глазами отчего-то похожая на Оленьку, даёт искусствоведу украшают странные мизансцены в феллиниевском духе.
Короткие репризы-отбивки разыгрывают нелепые актёры, среди которых есть отвратительно узнаваемое лицо Дональда Сазерленда (не переношу).
Компания расписных персонажей возникает между репортажами об артефактах, но необходимость их появления, если честно, от меня, ускользает. Ускользнула.
Возможно, Хорн хотелось сделать фильм более подвижным и разностильным, чтобы он состоял из нескольких слоёв или планов - жесты, интервью, инсталляции и персонажи...

101.40 КБ

В этом избытке никакой нужности не возникает, поскольку у художницы весьма разные артефакты, тонкие и атмосферные, оставляющие длительное послевкусие даже на плёнке...
...чреда разрозненных, не связанных между собой действий, вызывающих движения (чаще всего механические, тупые, дребезжащие) и звуки, вспышки, кружения и отражения, удары, демонстрирует логику затухания и минус-движения, из разреженности которых и рождаются, постепенно расходясь всё шире и шире круги свободных ассоциаций.
За них Ребекке Хорн можно простить и социальную активность и озабоченность мировыми проблемами (феминизм и Холокост): грубые, в общем-то конструкции (напоминающие механизмы Тэнгли и калдеровские мобили), тем не менее, порождают мягкие, будто бы волосатые, никак не затвердевающие (не желающие отвердевать) эмоции.

81.65 КБ

Всё начинается с выставки, на которой под самым потолком подвешены скрипки с дёргающимися, туда-сюда, смычками (Хорн любит музыку и музыкальные инструменты, кочующие у неё из эксперимента в эксперимент).
"Город гробниц" в Самарканде (правда, здесь я не понял в чём искусство - ну ходит суфий по улице мёртвого города.
Библиотека пепла в Нью-Йорке, сделанная по следам взрыва башен-близнецов: механический самописец пишет пеплом поверх зеркала.
Молоточки, которые, подобно грачам, долбят каменную кладку в одном из бывших концлагерей (молоточки цепляются к стенам и тюкают их до посинения).
Другой концлагерь с металлической тачкой, отталкивающийся от стены (и при этом высекающий газовую искру, ползущую к карнизу) для того чтобы наехать и ещё более сплющить разложенные на рельсах неиграющие музыкальные инструменты (смычковые, в основном, да ещё гитары).
Ульи, подвешенные под потолок в одном из веймарских замков; плетёные корзины и прожектора. Пчёлы. Скрипичные смычки, бьющиеся о стекло.
Зеркало-линза, подвешенная под потолком папского дворца в Авиньоне, перерождается в "жемчужину света" (действия и кадры сопровождается закадровое чтение "лирики" "от автора").

80.98 КБ

Похожие объекты Хорн показывала и в Санто-Доминго - зеркало-линза на полу и на потолке. Отражающиеся друг в друге. Дающие искажения и блики.
Особенно эффектное решение она показала на круглой площади в Неаполе, покрыв её разбросанными в свободном порядке черепами, над которыми Хорн развесила люминесцентные нимбы (по нимбу над каждой из черепушек, вдавленных в брусчатку).
Синяя вода в берлинском бассейне и синие же механические бабочки, состоящие из двух автономных половин; ноты, шевелящиеся от умозрительного ветра; сухие травы, колеблемые электропроводами; печатные машинки, выстукивающие разные слова; телефон с трубкой, лежащей на половом члене; пулевизатор, механически рисующий на стене абстракции.
Композиции из ножей с буквами на лезвиях - по букве на лезвии; ножи, подобные лавролистьям составляющие что-то типа венчального венка.
Выставки в венецианском театре Ла Фентиче и на Майорке: ряды букв, их световые проекции, скользящие по стенам, словно бы пропущенные через водную толщу (а, может быть, так и есть).
Золотой член, насаженный на ползущую спицу; демонстративно медленно вползающий в морскую раковину.
Сухое дерево.

83.40 КБ

В Токио она показывала самые разные модификации композиций из чёрных перьев и из ножей.
Плюс стоптанная обувь.
Хорн "поженила" в своих ассамбляжах божий дар и яичницу и, как в Алисе предложено, ворону и письменный стол.
Одна из её последних (2010) работ - "Лунная башня": кусты, в центре которых, из ствола, торчат зеркала.
И, наконец, самая эффектная, самая красивая работа (её я и видел в Венеции): перевёрнутый рояль, подвешенный под потолок; рояль, из которого по незримой команде, начинают высыпаться ноты.
Бинокли, вращающиеся вокруг своей оси. Белые шары, болтающиеся возле биноклей, вращающихся вокруг своей оси.



Locations of visitors to this page
Tags: биеннале
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments