paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

"АЕС+Ф “Allegoria Sacra” в ММАМ


АЕС+Ф


Третья часть грандиозной, широкоформатной (шире некуда) видеопанорамы закругляет цикл фильмов АЕС+Ф, посвящённых метафизическому строению и умонастроению современного мира.

Если «Пиры Тримальхиона», показанные год назад в «Гараже» одновременно тянут и на Ад и на Рай (скорее, конечно, а Ад под видом гламурного Рая), то нынешний фильм «Аллегория Сакра» более определёнен тематике (форма-то у него точно такая же, как у предыдущих частей) и заявлен как «Чистилище».
Эта неопределённость между «верхом» и «низом», кстати, весьма актуальна – люди уже давным-давно не могут как следует разобраться ни в хорошем, ни плохом не только с моральной, но и с экзистенциальной точки зрения.
Нынешнее сознание уже не биполярно и даже не многополярно, оно текуче и постоянно сменяемо, расфокусированное, оно совершенно расфокусировано и децентрализовано – вот что позволяет АЕС +Ф собирать в одной плоскости «пассажиров» из разных семантических и мифологических слоёв.
Все они, подобно посетителям терминалов, оказываются транзитниками, обостряющими наше самосознание – художники не случайно выбрали в качестве очистительной площадки странные, непонятно откуда и как возникающие, пространства современных аэропортов.

Неслучайно так же, что нынешняя видеофреска всеми своими конечностями отсылает к картине Джона (Джованни) Беллини, хранящейся в галерее «Уффици».

Во-первых, непонятный сюжет позволяет Джованни свести на загородной террасе (река, организующая фоновый пейзаж – Стикс) персонажей из разных культурных систем.

Во-вторых, яркость и сочность венецианской школы (некоторые мизансцены фильма, в которых самолёты плывут по серо-буро-малиновой реке напоминают венецианские каналы, переполненные гондолами) как нельзя лучше подходит отфотошопленному гламурному декадансу, который не устают воспроизводить (или с иронией, или же в самозабвении) АЕС + Ф.


АЕС+Ф
«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках

В-третьих, как нам сообщает, Джон Рёскин, именно Джованни Беллини является последним религиозным художником Венеции (Тициан, следующий за ним с минимальным биографическим отрывом является уже формалистом), после которого Вера, покидая полотна и фрески, оставляет на плоских поверхностях буйство цветовых пятен и изысканных линий, ничего более.

В-четвёртых, если верить Везари (а ему трудно верить), у Якопо Беллини было два сына, законнорожденный и бастард.
Так вот именно незаконнорожденный Джованни, последний религиозный и всё такое, оказывается самым талантливым из всей этой троицы.

АЕС+Ф
«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках

Формальный приём, на котором основаны съёмки, остался прежним – механические, оцифрованные движения странных персонажей, двигающихся в собственном соку.
Они ведь как мухи в янтаре, имманентные, замкнуты на самих себя; стоило мне подумать об этом, как некоторые из участников процесса очищения, вдруг, взяли и запели…
…вообще, надо сказать, выбор музыкального сопровождения, который делает Трилогии Павел Карманов, является ещё одним важным, ритмически организующим началом – монтаж движений и жестов «камеры» и персонажей напрямую зависит от логики Шопена, Чайковского или Вивальди.

АЕС+Ф
«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках

Многие из героев «Пиров» перекочевали и в «Сакру», какие-то лица и существа проявились здесь впервые.
Однако, особенно забавным вскрытиём приёма для меня вышло появление в роли рыцаря Лёши Плуцера, который с седой, ветхозаветной бородой и мечом-кладенцом вышел едва ли не самым беллиениевским персонажем.

Справедливости ради, следует сказать, что в сравнении с Пирами" нынешняя "Сакра" выглядит более статичной и менее разнообразной.
Придумок и изобретений здесь, разумеется, масса, но, видимо, важно прослеживать медленную, но, тем не менее ощутимую эволюцию стиля, которому всё важнее и важнее рифмы с классическими формами и форматами, жанрами.

В свибловском музее изображения занимали не панорамный круг, только половину круга, что сближало инсталляцию с кинозалом, который тоже ведь посещаешь только с одной стороны.
Но, несмотря на это, меньшая зрительская вовлечённость играет на впечатление от посещения музея (или какого-то иного сакрального места): тотальность показа забирает внимание, пытающееся ухватить происходящее на разных экранах, почти не оставляя время для рефлексии.
Когда экран охватываем и противопоставлен, ты можешь видеть то чего нет в жизни; то, что наблюдается, но не проницается.
На мой вкус, это ближе к алгоритму впечатления, которого хотели достичь авторы.



Locations of visitors to this page


АЕС+Ф
«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках


АЕС+Ф
«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках

http://aroundart.ru/2074691/-
Tags: ММАМ, биеннале, выставки, мобилография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments