paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Инсталляция Олега Кулика "Композиция 911" в ММАМ

Олег Кулик про 11 сентября
«Олег Кулик про 11 сентября» на Яндекс.Фотках


В основе этой подвесной, по принципу мобиля, конструкции, принципы прозрачности и пустоты, с которых Кулик начинал свою творческую деятельность.
Всем известно, что экспозиционер и господин оформитель Кулик - не менее талантливый и мощный, чем художник: метафоры, которые Кулик использовал в оформлении выставок в первой Риджине, были не только эффектными драматургическими ходами, но весьма пластически убедительными жестами (солдатские руки, тянущиеся из дыр в фальшь-стенах, подставки с колокольчиками, перевозящие картины; барак, сбитый из живописи; ледяные, тающие подставки для феминистских скульптур и тд).
Апофеозом этой тенденции вышла выставка Андрея Монастырского, на которой не было ни одного объекта или идеи от самого Монастырского; правда, ради этой экспозиции Кулик снял дёрн с того самого поля, куда "Коллективные действия" ездили со своими акциями; землей этой Олег покрыл пол галереи (кому интересно, подробности читайте в моей книге про Кулика).

Кулик тонко и безошибочно а) работает с материалом; б) чувствует особенности места, его внутреннюю логику и внешние эманации, которые следует проявить, проявлять лёгкими, ненавязчивыми штрихами.
Как видно даже из беглых фотографий, нынешняя инсталляция Кулика идеально вписана в пространство сквозного фойе нового свибловского музея.
Все критики уже написали, что его логика напоминает и отсылает райтовской спирали, положенной в основу нью-йоркского Музея Гуггенхайма;

...думаю, что этот намёк на рифму и привлёк куликовское внимание, дал толчок к развитию идеи сквозного, сквозь этажи, падения слитков прозрачного стекла.


Олег Кулик про 11 сентября
«Олег Кулик про 11 сентября» на Яндекс.Фотках


Фрагменты тел свободно парящих стекляшек как следует неоформленны и более всего напоминают неожиданно остекленевшие корни имбиря, отчего принять их можно за всё, что зрителю хочется - хоть за падающих офисных работников, хоть за ангелов.
Или же за обуглившиеся части башен-близнецов, детали их уничтоженных интерьеров.
Или же за детали самолётов или же пассажиров этих самых самолётов.
Или же за кусочки пепла, сверкающего во взрывной волне, оседающей на пол.
Или же лёд?

Честно говоря, что там падает на пол, накладываясь на томительные и томлёные звуки колокольного перезвона, которые или специально приурочены к выставке или же ненарочно доносятся из залов второго этажа, где панорамное видео АЕС+Ф'ов сопровождают трагические всхлипы Шестой Чайковского и похоронный марш Шопена, что очень даже кстати.

Олег Кулик про 11 сентября
«Олег Кулик про 11 сентября» на Яндекс.Фотках

Кулику, начинавшему работать с пустотой, крайне важно само это ощущение заполненности и разыгранности пространства, всё ещё слепого и недоношенного - Свиблова, как мне кажется, вовремя спохватилась и переименовала Дом Фотографии в Медиа-Музей (ну, или же Музей Медиа), поскольку выставлять снимки, с точки зрения современного музейного ремесла крайне невыгодно.

Точнее просто скучно - слишком много голодных до экспонатов территорий; слишком просто, а, главное, быстро смотрятся выставки.
Ну, да, без скульптур и, тем более, инсталляций, не обойтись.
Теперь же, отказавшись от гордого имени городского Дома Фотографии, Свиблова превратила свой Музей в реально действующий Центр Современного искусства, каким он и должен быть.
С фотографическими выставками, которые никак не противоречат логике актуального высказывания, а даже, напротив, очень даже вписываются в тренд, переплетаясь с модернистской классикой (сейчас в Музее проходит вторая часть выставки про итальянский минимализм 60-х годов, о которой следовало бы написать отдельно), трансляция панорамного видео (АЕС+Ф'ов), постконцептуальная инсталляция издателя архива концептуалистов, ну и Кулик на входе.
Короче, кому что.

Олег Кулик про 11 сентября
«Олег Кулик про 11 сентября» на Яндекс.Фотках

Тем более, что белые стены атриума позволяют играть с освещением, дающим прекрасные тени (что было понятно ещё по предыдущей итальянской выставке, самый эффектный (окей, один из самых эффектных) аттракционов которой тоже был подвешен под потолком).
Внизу красиво работают тени, когда ты поднимаешься на последний этаж, к какашкам Мандзони, начинает работать "кукловодская", марионеточная основа мобиля.
Ну, а пока ты ходишь с этажа на этаж, блестит блесна, качаются прозрачные корнеплоды, похожие на тени теней, что, несмотря на свою невесомость, собирают разнонаправленные, но одномоментные экспозиции Музея в нечто единое и уже неделимое.

Хотя и неподконтрольное одной, отдельно взятой фотокамере.


Locations of visitors to this page


Олег Кулик про 11 сентября
«Олег Кулик про 11 сентября» на Яндекс.Фотках


Олег Кулик про 11 сентября
«Олег Кулик про 11 сентября» на Яндекс.Фотках

Олег Кулик про 11 сентября
«Олег Кулик про 11 сентября» на Яндекс.Фотках

Олег Кулик про 11 сентября
«Олег Кулик про 11 сентября» на Яндекс.Фотках

Олег Кулик про 11 сентября
«Олег Кулик про 11 сентября» на <a
Tags: ММАМ, биеннале, выставки, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments