paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Джон Рёскин "Камни Венеции". Из заключения


Откуда берётся сила искусства
"Величие или убожество искусства находится в прямой зависимости от того, является ли это искусство духовным и физическим детищем чистой и возвышенной человеческой души; присутствие души и в форме, и в содержании никак не зависит от мастерства исполнения, а уж тем более от науки; а любое искусство, в котором не чувствуются энергия, наитие и изобретательность сильного человеческого духа, ничего не стоит. Я имею ввиду, ничего не стоит как искусство: оно может обладать иными достоинствами, но как искусство оно не существует..."

Стр. 338 -339

О зависимости от качества топлива
"Широко распространённое заблуждение состоит в том, что мы рассматриваем наши умственные способности как самодостаточную вещь, никак не связанную с нашим сердцем; в действительности же возвышенность или низменность разума определяются тем, какую мы ему даём пищу, с какими предметами ему приходится иметь дело. Возвышенны не сами по себе умственные способности, но способности ума, занятого подобающими размышлениями. Половина ошибок метафизиков проистекает из того, что они упустили это из виду: а именно, что и добрый, и дурной ум заняты, по сути, одним и тем же, всё зависит от того, с каким материалом он имеет дело, и, если заставить его перемалывать пыль и солому, он быстро иссушится от бессмысленного кругового движения..."

Стр. 339


"Любой современный студент-живописец знает об искусстве в пятьдесят раз больше, чем Джотто; но это не делает его более великим, чем Джотто, а его работы - более вдохновенными и более признанными, чем работы Джотто. И даже если он узнает всё, что доступно человеческому разуму и что возможно узнать за долгую жизнь, он ни на дюйм, ни на волос не приблизится к ногам Джотто. Но если он оставит академическую скамью и с невинностью полного неведенья уйдёт блуждать по лесам и весям, радоваться с теми, что радуются и плакать с теми, что плачут, - тогда в ином мире, в обществе славных и великих, Джотто протянет ему руку, и введёт его в свой сияющий белизной круг; и скажет: "Это брат наш".
Мы увидели, что любое великое произведение искусства создаётся человеком в совокупности, его телом и духом, и прежде всего духом. Но оно не только создаётся в совокупности, оно ещё и обращено к совокупности. То, через что выражено величие духа, только в величии духа и может быть постигнуто. Не за тем я напрягал свой дух и вкладывал все силы в труд своей жизни, чтобы ты, зритель или слушатель, внимал мне потом вполдуши..."

Стр. 339 - 240

О хрупкости воображения
"...самые возвышенные свойства, прежде всего, воображение, ибо оно наиболее хрупко и легче других чахнет в отравленном воздухе..."

Стр. 341

О разжёванности
"Всякое искусство, которое исчерпывает предмет до конца или, напротив, не даёт точных указаний воображению зрителя, -дурно..."

Стр. 342

О славе готики
"...состоит в том, что она приемлет и самую грубую работу, но и не отказывается от самой тонкой..."

Стр. 343


Locations of visitors to this page
Tags: цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments