paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

БЗК и ЗЧ в сравнении


Зал Чайковского, против акустики и кубатуры БЗК, конечно, проигрывает; сегодня очередной раз смог в этом убедиться.
И раньше знал, забыл просто - пока БЗК был под ремонтом, ходили сугубо сюда, на Маяковку, притерпелись, значит, а БЗК в строй вернулся и подвернулся эксперимент - один и тот же оркестр в разных архитектурных условиях (правда, чистоту эксперимента нарушает то, что вчера дирижировал М. Плетнёв, а сегодня - Т. Зандерлинг).

Тут ведь ещё что важно - БЗК более приспособлен к интимному (точнее, частному) переживанию музыки; в этом зале, в партере ли, в амфитеатре или даже на балконах легко затеряться, остаться один на один с собой и с музыкой.
ЗЧ устроен более общественным образом - вывернутый наизнанку зал весь перед тобой, где бы ты ни сидел; от чужого присутствия сложно скрыться даже в крайне небольшом и неудачно расположенном партере, идеально просматриваемом из амфитеатров и с галёрки.


Такая подача автоматически (хотя и бессознательно) определяет модус вивенди - "светское мероприятие" вместо "домашнего музицирования"; идеальная среда для распространения воздушно-капельных инфекций, но не звукового посыла, рассыпающегося на неотгороженной сцене и неуспевающего дозреть по пути к конечному потребителю.
Отсюда и ощущение среза колосьев высоких частот: музыка отделяется от оркестра, выставленного как на продажу, точно варёное мясо от рыбьего скелета; то есть, кусками. То есть, существуя сама по себе.
Если в БЗК коммуникация прямолинейна и зал построен для того, чтобы, подобно газопроводу, транспортировать результат; надоба определяла проект; тогда как ЗЧ, переделанный из драматического театра навсегда будет корёжить коммуникацию, настаивая на формальном соблюдении обряда - вот он зал, значит, здесь и проводи концерты, здесь и слушай; качество вторично и, совсем уже по-советски, необязательно; куда важнее само наличие фабрики по изготовлению ритуальной духовности.

На этом так важно остановиться подробно, так как очертания процесса напрямую влияют на восприятие и послевкусие.
Мессидж БЗК имеет сугубо музыкальную, имманентную природу Храма музыки, намоленного места, который легко отдаёт пафос в обмен на внимание и сосредоточенность.
В ЗЧ прорваться сквозь загородительные кордоны советского городского коммунального хозяйствования много сложнее будет и нужны действительно исключительные дарования и преданность искусству для того, чтобы вывести зрительские ощущения за рамки сканирования артистического самолюбования.

Возможно (рабочая версия), это связано ещё и с относительной, но удалённостью БЗК от привычных транспортных маршрутов, из-за чего пятнадцатиминутный проход от метро превращается в мини-хадж с регуляцией и подкруткой эквалайзера персонального восприятия.
ЗЧ, делящий фасад и стены со станцией метрополитена, не оставляет времени стряхнуть прах подземки с датчиков собственного вменения; вот и врываешься в зал неподготовленным; недоварённым.


Locations of visitors to this page
Tags: физиология музыки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments