paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Поездки на острова. Театр для себя


Продвигаться в своих ощущениях и умозаключениях всё дальше в сторону "общества спектакля", восприятия всего (в том числе и себя), как представления (реже переживания).
Важный вопрос, закрадывающийся по ходу продвижения - время ли у нас такое демонстративно демонстративное или же человеческая порода такова?

Конечно, обилие внешних наблюдателей и точек зрения (у нас даже звёзды соглядатайствуют) мирволит тому, что сознание начинает шизофренически раздваиваться и разрываться на то, что внутри и так, как всё это выглядит снаружи, тем более, что внутреннее постоянно рвётся наружу.
Ну, вот как его остановишь?
Если, разве что, режимом стоп-кадра, фотографированием.


Всё театр: музей - театр (то есть, помещение + представление: атмосфера и разворачивание свитка впечатления), улица - театр, любая поездка - это тоже театр, поскольку существует только в каком-то конкретном месте, которое нельзя оттуда взять и вынести, существует только по факту присутствия, то есть "здесь и сейчас", заканчиваясь с отбытием, отъездом - такое же непознаваемое и непонятное как любая из постановок (специально поставленного), окружённых кулисами, колосниками и закулисьем.
Уникальная возможность ввода себя в уникальный, единичный [неповторяемый] спектакль.

Метафоры редко продолжаются без нарастания абсурдизации и обессмысливания, однако, вот эта, тотальной театрализации, вполне может быть продолжена, если задуматься о жизни вообще и вообще о жизни, существующей здесь и сейчас, сопровождающей каждый мой шаг и вместе со мной исчезающей.
Не в этом ли архитипическом и архетипическом бессознательном, но ежесекундно сопровождающем нас знании и упрятан эффект неумирания этого, в общем-то, устаревшего вида искусства?

(Меня всегда удивляла жизнестойкость театра, устоявшего под натиском не только кино, но и телевизора, а так же интернета. Дело даже не в подлинности переживаний, касающихся кожи, но в этой, именно что древней, описанной Ницше, ритуальной стороне дела. Человеку, даже и современному, секулярному, тем не менее, нужны переживания обряда.
Из чего, кстати, следует, что содержание в театре всегда вторично.

Нынешний театральный кризис говорит об отсутствии ритуального смысла. Обряды единения и причащения правде более не актуальны, а обряд буржуазности слишком ходулен (?).
Театру нужен новый ритуал - например, оксюморонных правдивости и подлинности вербатима или театра Док, ритуал новых социальных (или необязательно социальных) практик, которые, впрочем, постепенно (в связи с размытием понятия "стен") переползают в жизнь).


Конечно, если так подходить, то театр всесилен (кино - механистическая грёза, телевизор - фабрика по производству лжи и подмен, вот если только компьютер с его телесно-физиологическими метафорами строения и старения...)
Ну, да. Ритуал дауншифтинга.
Обряд туристического побега или воскресного отрыва.
Ритуал внутренней эмиграции.
Обряд шопинга или любого иного бытового потребления.

С социальными ролями происходит (произошло) тоже, что и с языковыми понятиями - каждое из них обрастает, точно ракушками, штампами и клише, внутри которых и заводятся устойчивые ролевые типы и сюжетные схемы.
Локальные нарративы, из которых мы составляем свои судоходные журналы.
Только говорить тогда следует не об "обществе спектакля", но об "обществе театра".

Да, если что, этот пост не про театр.


Locations of visitors to this page
Tags: искусство, невозможность путешествий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments