paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Бергман


Канал "Культура" возобновляет летнюю ретроспективу ранних фильмов Бергмана. Сегодня покажут "Дождь над нашим домом", его уже показывали в начале минувшего лета, в среду будет "Корабль в Индию" и ещё - "Музыка во тьме", про слепого музыканта. Люблю Бергмана, его сюжетные конструкции.

Точно умную книгу прочитала - как сказала после просмотра "Кабаре" одна моя однокурсница. Фильмы Бергмана и есть книги, стандартные европейские романы, которые "Иностранка" выпекает по 12-ти каждый год. И потому что их у Бергмана много (больше, чем нужно), и потому что фабульные повороты, как правило, лишены особой харизмы, как если человек решил ну просто историю рассказать.


Фильмы Бергмана - суть литература - ещё и потому, что я бы призывал присвоить наименование кино вещам одноразового пользования. Ленты Бермана претендуют на перечитывание, значит, кино уже не являются. Может быть, я не прав, но всяк кулик должен держаться своего жанрового болота. Именно поэтому словосочетание элитное кино или авторская песня кажутся мне оксюморонами. Кино вообще произошло как ярморочный балаган, а песня вообще непонятно что - архетипы бессознательного. Какой тут может быть Гребенщиков?!

Но - Бергман. Мне всегда нравилась и удивляла наркотическая просто зависимость от Бергмана Вуди Аллена. В журнале "Сеанс", полностью посвящённому Бергману об их диалоге есть прекрасная статья. Там много всяких аспектов рассмотрено, кроме самого важного - способа производства.

Бергмана и Аллена сближает чудовищная работоспособность. Недавно я получил письмо от Вовы Аристова, который пишет мне, что сочиняет роман из 34 глав вот уже более десятка лет. И я думаю - а какой способ производства мне ближе - Аристовский или Бергмановско-Аленовский?!

И прихожу к выводу, что всё-таки второй, то есть, избыточный, изобильный. Так как время, затраченное мной на просмотр (чтение) тщательно выношенного шедевра и качественного ремесленного произведения будет одно и то же. А уж впечатление я сам себе устроить должен. Тут всё сугубо от меня зависит.

(В России эту модель, худо-бедно, осуществляет Сокуров. Правда, в отличие от театрального Аллена и литературного Бергмана, Сокуров - живописец)

Я очень люблю Бергмана. Просмотр его лент у меня каждый раз сопровождается ритуалом - я обкладываюсь книжками - "Бергман о Бергмане", "Картины", тематическим номером "Сеанса" и выискиваю всё, что относится к упоминаемым картинам.

Потому что когда-нибудь я хочу написать роман, прототипом главного героя станет Ингмар Бергман. Мне интересно написать великого старика, который, кажется, уже достиг всего, чего только мог. И, тем не менее, не устаёт работать, и для чего-то всё время что-то делает, хочет делать. Свой 100-ый, 110-ый фильм или спектакль. Мне интересно проникнуть внутрь этого конвейера, когда нет ничего нового, принципиального нового, но тем не менее, каждый новый артефакт - шаг вперёд. Условное название (вряд ли оно сохранится) - "Сатиры на Бергмана".

(А в прошлый раз ретроспектива Бергмана на "Культуре" совпала с началом моей жизни в ЖЖ)


Locations of visitors to this page
Tags: телевизор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments