paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Код Сезанна


Вчера съездил и купил большой альбом работ Сезанна, полночи разглядывал, пытаясь выстроить систему и, под утро, как мне показалось, заметил в его работах, которые, оказывается, плохо знал (в активной памяти застревает, в основном, его "поздний", ссохшийся, потрескавшийся период, но не менее интересными оказываются моменты ученичества, с текучими и кучерявящимися композициями, напоминающими одновременно об Эль Греко и Делакруа), определённые закономерности, связанные с категориями законченности и связанности (прерывности/непрерывности) линий.

Спокойные и относительно спокойные периоды затишья мирволят округлым и покатым, непрерывным формам, лучше всего выраженным в яблочных натюрмортах.
Но это не есть манера, присущая только изображению фруктов, среди которых (изображений) встречаются и трепетно-дрожащие; значит, дело не в натуре, но в контексте подхода, ситуации рисования.
Спокойные времена способствуют завершённости произведения, такой степени законченности, когда последующая доработка изображения невозможна без перехода в гладкопись и слащавость.

Больше всего, как утверждают комментаторы, Сезанна колбасило от обнажённых человеческих тел, как мужских, так и женских, которые, несмотря на невроз, художник изображал с каким-то маниакальным упорством, то ли доказывая себе что-то, то ли сублимируя, то ли избывая травму.

И тут зарыто самое интересное - все они (до какой-то поры Сезанн изображал "смешанные" группы, однако после "Любовного сражения" 1880-го года, в котором четыре агрессивно настроенных голых гражданина нападают на четырёх обнажённых гражданок вполне плотного телосложения, вольготно раскинувшихся на лоне природы, такие смешанные группы в его творчестве иссякают. Отныне он изображает только сугубо женские или сугубо мужские группы) кажутся мне незаконченными - настолько автора "трясло", когда он над ними работал.
Плющило и колбасило, что самым непосредственным образом отражается на стилистических особенностях полотна.


Подобным, кстати, образом, можно легко увидеть в каком состоянии создавал ту или иную свою работу Ван Гог, ещё более открытый [прямолинейно транслирующий чувства] и не скрывающий своих чувств псих-невротик.
Собственно, для того им, Ван Гогу и Сезанну, картины и были нужны - чтобы зафиксировать и, таким образом, передать своё душевное состояние вовне. Избыть его и очиститься.

И то, что Сезанна подобный подход оказывается универсальным хорошо видно не только по эротическим композициям, фиксирующим пик фобии, но так же и по двум портретам - жены и сына.
"Мадам Сезанн в красном кресле" пытается слиться с окружающей её средой - с цветом юбки и с узором обоев, на фоне которых стоит красное кресло.
Кресло это место, которое она занимает, место, которое Сезанн хотел бы освободить, растворив тело в воздухе без остатка - вот уже и руки Гортензии пошли трупными холодными пятнами-тенями, повторяющимися за лице.
Достаточно хотя бы немного знать биографию Сезанна, чтобы понять смысл этой картины.

И совсем в иной тональности выполнен портрет сына Поля, неожиданно цельный и исключительно тёплый для того, что мнится магистральной манерой Сезанна: сын, ставший отрадой и опорой последних лет его жизни, Поль, взявший на себя тёрки с Волларом и оказавшийся главным собеседником старика: изображен с помощью ровного сочетания розового и голубого, дающих ощущение дополнительной нежности и лёгкости молочной пенки.
Поль не сливается с фоном, как его мать, но противопоставлен ему, словно бы выдвигаясь из фона (хотя, справедливости ради, следует сказать, что у Сезанна были и нервические изображения - "Спящий мальчик", лежащий на траве с как бы смещённым тазом или же знаменитый Пьеро в компании с Арлекином), статично очеловечиваясь.


Locations of visitors to this page


Биографический метод смотрения или чтения (сквозного чтения Пушкина, о котором мне рассказывал Битов или мой собственный эксперимент с чтением всего Бродского подряд) приносит, порой, весьма интересные открытия.
Tags: искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments