paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Выписки из "Московского дневника" Беньямина


«В другой раз разговор об успехе, как решающем критерии «средних» писателей и о своеобразной структуре «величия» у великих писателей – они «великие» потому, что их влияние имеет исторический характер, но нельзя утверждать обратное, будто их историческое влияние обусловлено их писательской мощью. Мы говорили о том, как этих «великих» писателей видят только через линзу столетий, которая увеличивает и окрашивает их. И ещё о том, как это порождает абсолютно консервативное отношение к авторитетам, и как, опять-таки, это консервативное отношение может быть обосновано исключительно материалистически…»
Стр. 55



«Перед необычайно красивой картиной Сезанна я подумал, насколько неуместны разговоры о «вчуствовании» уже с языковой точки зрения. Созерцая картину вовсе не погружаешься в её пространство, скорее напротив, это пространство атакует тебя в определённых, различных местах. Оно открывается нам в уголках, где, как нам кажется, находятся очень важные воспоминания; в этих местах появляется нечто необъяснимо знакомое.
Эта картина висела на центральной стене первого из двух залов Сезанна, как раз напротив окна, в ярком свете. На ней изображена дорога в лесу. На одной стороне дороги – группа домов. В этом музее не так примечательна, как собрание Сезанна, коллекция Ренуара. Однако и в ней есть прекрасные картины, особенно ранние. А в первых залах меня больше всего тронули изображения парижских бульваров, висящие, словно пара, одно напротив другого. Первое написал Писсаро, второе Моне. Обе картины изображают широкую улицу сверху, ода по центру, другая даёт взгляд сбоку. Причём под таким углом, что силуэты двух мужчин, перегнувшихся через перила балкона, вторгаются в поле зрения сбоку, словно они совсем рядом с окном, из которого смотрит художник. И если у Писсаро большую часть картины занимает серый асфальт, по которому едут бесчисленные экипажи, то у Моне половина картины занята светлой стеной дома, просвечивающего сквозь желтизну осенней листвы. Внизу у дома угадываются почти полностью покрытые листьями стулья и столы кафе, словно деревенская мебель в солнечном лесу. Писсаро отражает славу Парижа, линию усеянных каминными трубами крыш. Я ощутил его томление по этому городу…»
Стр. 60 – 61

«Я понял, что нам не дано одиночество, если человек, которого мы любим, одинок в другом месте, где он для нас недостижим. Так чувство одиночества, похоже, явление рефлексивное, поражающее нас только тогда, когда до нас доходит отражение знакомых нам людей, более же всего тех, кого мы любим, когда они развлекаются без нас в обществе. И вообще одинокий сам по себе, в жизни, ощущает своё одиночество лишь в мысли о – пусть неизвестной – женщине, или каком-либо человеке, которые не одиноки и в чьём обществе он тоже не был бы одинок…»
Стр. 62 – 63

ГТГ: «…я шёл по этому музею как никогда раньше не ходил через незнакомое собрание искусства – совершенно легко и отдавшись радости детского восприятия того, о чём повествуют картиры. Дело в том, что музей наполовину состоит из картин русской жанровой живописи… […]
То, что я видел, даёт мне основания предполагать, что из всех европейских народов, русские наиболее интенсивно развивали жанровую живопись. И эти сцены, заполненные повествующими картинами, изображениями из жизни самых разных сословий, превращают галерею в огромную детскую книгу с картинками…»

Пролетарий […] «находит здесь эпизоды своей собственной истории: «Бедная гувернантка приезжает в дом богатого купца», «Революционер-подпольщик, схваченный жандармами», и тот факт, что подобные сцены изображены совершенно в духе буржуазной живописи, не только не вредит, но делает их для него более доходчивыми. Художественное воспитание (как это очень хорошо даёт понять Пруст) осуществляется вовсе не приобщением к «шедеврам». Ребёнок или пролетарий, занимающийся самообразованием, с полным правом считает шедевром совсем не то, что коллекционер. Значение таких картин преходяще, но очень основательно…»
Стр. 114 – 115


Locations of visitors to this page


Перевод C. Ромашко. В книге В. Беньямин «Московский дневник», М., Ad margimen, 1997
Tags: цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments