paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Бежать обобщений. Формулирование принципа


Допустим, вы описываете времяпрепровождение двух влюблённых, насыщенно проводящих зимнее время.
И вот вы пишите, что поскольку у них не было где укрыться, они постоянно куда-то ходили.

Они постоянно грелись в кино, затем ходили в зоопарк и даже катались на чёртовом колесе, дававшем им возможность уединения на высоте, отсиживались в Макдональдсе или заглядывали на каток или до головокружения катались по кольцевой, глядя друг другу в глаза…

Вопиющая неправда отрывка состоит в том, что обыденные, многократные действия (доступные действительно ежедневно), такие как поездки в метро или посещения Макдоналдса не только перемешаны с очевидно однократными событиями (чёртово колесо, зоопарк и даже каток), но и уподоблены им.


Обобщение (так уж оно устроено) спрямляет и огрубляет смысл, принося в жертву частности и точность.
Обобщение это же пересказ; оно дышит кислородом совершенно иной, разреженной плотности; оно бежит глубоких драматургических складок и напоминает курсор зрачка, скользящий поверх конкретных буквенных строчек: ему всё понятно (случай Быкова и Пачкули Пёстренького).
В это ложное понимание автор вводит себя намеренно, облегчая себе техническую задачу передачи; так и происходит внутренняя перекодировка фрагмента, то есть, возникает та самая важная методологическая проблема, что на журфаке называется «не рассказывать, но показывать».
Показывая, ты внедряешься в зелёный горох частностей и тратишь гораздо больше усилий (не говоря о том, что зрение, для того, чтобы запоминать не только оригинальные, но и типологические детали должно быть тренированным и изощрённым), тогда как рассказывая ты лишь нанизываешь, лишённую заусениц или шероховатостей, гладкопись выводов, переводящую агрегатное состояние текста в режим иной степени убедительности и даже качества.
Увы, запоминаются не детали, но выводы, однако, без подробностей нет и не может быть углубления внутрь текстуальных складок.
Ложь обобщения может возникать уже на уровне грамматики (как в приведённом выше примере), вытекая из писательского автоматизма, подкреплённого ложными [друзьями переводчика мыслей в образы текстуальной реальности] конструкциями и многочисленными плеоназмами.
Обобщение (скажем, мат это, ведь, тоже такое речевое обобщение, позволяя экономить усилия на отточенных формулировках) и есть проявление автоматизма и соскальзывание в его колею.
Бороться с этим можно не только тщательностью и постоянным вниманием, но ещё и приоритетным вниманием к конкретике, которая, между прочим, способна порождать суггестию собственного обобщения (так уж устроена наша воспринимательная машинка, как и всё остальное, стремящаяся потратить(ся) как можно меньше усилий).


Locations of visitors to this page
Tags: литра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments