paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Mood:
  • Music:

Дневник читателя. В. Аристов "Имена и лица в метро" (1)


Аристов прислал "Имена и лица в метро", книжку, только что изданную "Русским Гулливером" и доводящую тенденцию осыпания и рассеивания, о которой я писал лет десять назад, до абсолюта.

Приём сдвинутых со своих мест слов, похожий на типографский брак, хватающим глоткой нечаянно образующийся воздух, встречался и раньше, идеально указывая в отдельных стихотворениях на принцип фрагментарности показа.
Аристов, таким образом, уподоблял текст, описывающий ренессансные росписи с их многочисленными деформациями и лакунами, самим потрескавшимся и осыпающимся фрескам, полноценное существование которых более невозможно.
Буквенный строй, раздвигающий обычно впритирку (западлицо) стоящие буквы и, оттого, похожий на нотный стан, спотыкается об кислородные обмороки и воздушные подушки, захлёбывается, лишний раз подчёркивая: полнота передачи чего бы то ни было (смысла, звука, изображения) невозможна.

Так стихотворение уподобляется человеческой жизни, проступающей из подробностей и складок инобытия какими-то деталями и отдельными частями...
Или же человеческому взгляду, выхватывающему из окружающего пейзажа (сейчас, записывая всё это, я вижу внутренним взором набережную Москвы-реки , возле Новокузнецкой, точно стою у гнутого мостика спиной к Павелецкому вокзалу) не всё, что есть, но то, что видишь.
Или же памяти, оказывающейся ещё более прихотливой и избирательной, чем взгляд: внутреннее кино, вызванное усилием воли, всегда неполно, всегда фрагментарно; почти всегда отвечает метаметафорической позиции замещения и разрыва, нарочитой неполноты, оборачивающейся дополнительной суггестией, проступающей потом или смолой.

Сдвинутые слова фиксируют недопроявленность; остановленный на бегу процесс, повёрнутый вспять. Отказ от перехода границы.


Совсем как в калифорнийских стихах Алексея Парщикова из "Cyrillica light" технология размытого изображения позаимствована у поляроида, новые возможности зрения Аристов заимствует у мобилографии.
Поляроид обобщает изображение, сводя (сведя) его к иероглифу, фотография с мобильника смазывает картинку неощутимыми глазом пикселями, децентрирует фрагменты реальности, окончательно фрагментируя её.
Хокни складывал из отдельных поляроидных квадратиков изображение улицы с деревом на переднем плане и картинка эта словно бы положенная на муравейник ёрзала, но не расползалась.
Мобилография первоначально расползается, просачиваясь на атомарный уровень, а уже после, куском студенистого студня, возвращается в мир как вещь-в-себе.
Мобилография - это складка, это монада, отгороженная видоискателем и разглаженная монитором; это предельная субъективность, отныне заправляющая миром и Аристов её, один из первых, певец.

Первое стихотворение "...перелицуют пальто || это подсветка высотки" намеренно проходное, полуслучайное, за-такт звучащее центробежным движением, как бы в проброс, как бы между прочим, вводит в сущность укрытия; так входишь под купол низко (так низко, что зелёный ставится серым) и тяжело опустившихся веток старого дерева, оказываясь в акустически (и планетарно, то есть, как в планетарии) ином измерении...

"шёпот тихий камней": главная задача - точность передачи отдельных бликов (память, фактуры, температура, состояние влажности - вечера и времени года, скажем время роз уже закончилось, но время гладиолусов и последних астр ещё не началось; похожести одного на другое как примера ошибки и самозабвения) восприятия, складывающихся и нескладывающихся в отдельный файл.
Если бы можно делать фотографии воспоминаний, фотовспышками озаряя отцветающие, выцветающие цвета и ассиметрию умозрительных композиций, белеющих отсутствием по краям, закономерным белым (или чёрным. В зависимости от визуального темперамента) - как на некоторых недорисованных портретах!
Если бы закрепление изображений было таким же простым делом, как щёлкнуть затвором, Аристов занимается сохранением невидимого и незримого в максимально возможной аутентичной (адекватной) этому форме.

"точные гостиницы "Украины" края тот нежный отверженный сверхосенний свет..."
Так Алексей Герман для "Хрусталёв, машину!" пытается найти особенный, старинный снег из 40-х, ну, или, хотя бы, из 50-х: роль поэта заключается в чёткости отбора опорных сигналов, точность которых возникает из сочетания семантики и фонетики.

"лица ночные лицую"



Locations of visitors to this page


"Молчания" (1997): http://www.guelman.ru/slava/writers/bav11.htm
Моя беседа с Аристовым (2003): http://www.topos.ru/article/1219
"Есть свет за светом ночи" (2001): http://old.russ.ru/krug/period/20011224_bav-pr.html
"Нашедший подкову" (2008): http://vz.ru/columns/2008/7/22/188860.html


17:58, 22 июля 2008

Дмитрий Бавильский: Нашедший подкову


Дмитрий Бавильский: Нашедший подкову

Где теперь сокрыта литература? Ну, не в телевизоре же, на окраинах процесса, в книгах, но едва ли в книжных магазинах, больших, пустых и равнодушных. Реже редких и рассеянных элементов и драгкамней. Подробнее…

все новости





Свет за светом ночи. Владимир Аристов отвечает на вопросы Дмитрия Бавильского — Конечно, Аристов известен, прежде всего, как поэт, отец-основатель метамета (вхождению в тройку лидеров – Жданов-Парщиков-Ерёменко «помешала» особая окраинная позиция), работающий всё более и более интересно – сразу же во всех жанрах. В том числе и прозе.


Журнал «Топос» — ежедневное сетевое литературно-художественное и философско-культурологическое издание. Задача журнала — отслеживать таинственные процессы образования новой русской культуры. Многие начинающие авторы получили признание читательской аудитории, пройдя через испытательные площадки «Топоса», в соседстве с публикациями литераторов, культурологов и деятелей русской культуры мировой известности. «Топос» — журнал, в котором на глазах читателей формируется современная русская словесность постсоветской эпохи.


Tags: дневник читателя, поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments