paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Тень Гамлета


С утра мы поехали с Каримом в Эльсинор, замок, описанный в самой известной пьесе мира.
Он стоит в самом узком месте пролива, отделяющего Данию от Швеции, врезаясь в воду пятистопным выступом.
Противоположный берег раньше тоже был датским, за прохождение через пролив взималась пошлина, на то и жили.
Во дворе, между рвами, окружающими замок; там, где стоит бронзовая модель Эльсинора, а в холодной воде милуются белые лебеди нас встретила Лариса, проводившая нас тайными тропами по всему периметру бывшей королевской резиденции (начав рассказ с того самого форта, откуда появлялась тень отца Гамлета – над ним теперь развивается военный датский флаг, между прочим, самый древний в мире из до сих пор «работающих»), а потом проводившая в одну из башен, закрытую для посетителей.
Для этого мы сначала прошли рыцарский зал, анфиладу покоев, в одной из комнат скользнули за незаметную, меж двух гобиленов дверь, и очень долго поднимались по крутой винтовой лестнице, пока не оказались на крыше мира.
Откуда, между прочим, увидели не только гранённый стакан внутреннего двора, окрестности, крыши соседских помещений, тайные ходы и переходы, ведущие к другим башням, позеленевшим от времени и дождей, а так же карту Дании, образованную дорожками на истошно зелёном газоне.
Её, оказывается, только с этой верхотуры и видно.




По периметру второго этажа Эльсинора находится одна из самых крупных в мире коллекций, посвящённых истории мореходства (их мы пробежали в ритме рэпа), на третьем – королевские покои, которые, конечно, изменились с XVI века, но не так уж чтобы сильно.
Тем более, что некоторые из помещений реконструированы (хотя объект этот находится под охраной ЮНЕСКО, поэтому любые перестройки здесь категорически запрещены).
Многие полы поменяли (раньше были в шахматную клетку), бархатную обивку стен заменили шпалерной развеской гобеленов, потолки заменили балочными…



Зато мебель аутентичная. Картины. Утварь. Всё это выглядит более живо, нежели шато Монтень, куда мы с Элькой ездили прошлым летом и от которого остались только родные стены.
Лучше всего в Эльсиноре, который многие века строился и перестраивался, отчего внутри замка Лариса показывала нам остатки пра-замка, фрагменты четырёхметровой кладки и куски сохранившейся после пожара адекватности, сохранилась до сих пор функционирующая церковь, куда мы пошли в последнюю очередь, вдоволь налазившись вверх-вниз по винтовым лестницам.
По поводу самого Принца Датского Лариса проявляла здоровый скепсис, объясняя детальное Шекспирово знание здания, его планов и особенностей рассказами его друзей, соратников и коллег, постоянно гастролировавших в Эльсиноре.



Задокументлизировано три таких свидетельства (при датском дворе увлечение театром не знало границ, на протяжении десятилетий было наимоднейшим занятием, поэтому английские труппы сменяли в рыцарском зале друг друга) пребывания в Эльсиноре людей, лично знавших драматурга (если, разумеется, он, подобно своему главному персонажу, тоже существовал).
Лариса считает, что Шекспир осовременил время действия легенды, позаимствованной у Саксона Грамматика для того, чтобы привлечь дополнительное зрительское внимание – так как в те годы Эльсинор был ультро-модным местом, символом роскоши и престижа.
Сделав героями пьесы датских самодержцев, Шекспир обрёк их на конкретное место действия, из-за чего при входе во внутренний двор, в промежутке между двумя воротцами, недалеко от казематов, благодарные аборигены повесили англичанину мемориальную доску.
В Эльсиноре, естественно, проводится шекспировский театральный фестиваль, на котором раньше показывали только «Гамлетов», но недавно репертуар его расширился и теперь под открытым небом внутреннего двора, возле ренессансного фонтана, стоящего посредине, настилают сцену и показывают спектакли по другим пьесам Шекспира.
Фильмов в Эльсиноре не снимали никогда.



Вода в рвах и фортификационных сооружениях цветёт и пахнет сероводородом, точно пятигорские минеральные воды, словно бы, напоследок, иллюстрируя известные слова про заведшуюся в Датском королевстве гниль…
…дальше начинается расколбас очередной стройки, рытьё канав и каналов, огороженное несколькими рядами столбиков, приводит к недостроенному комплексу нового морского музея, куда со временем должны перевезти экспозиции второго этажа.




Locations of visitors to this page
Tags: Дания, радикал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments