paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Location:
  • Music:

Двадцать седьмая (1947 – 1949) симфония Мясковского

для оркестра тройного состава (три трубы, контрафагот), без посвящения


Прощание не выглядит ритуальным; оно начинается примерно так же, как и большинство из предыдущих листков дневника – мерно отмеренное вещество томления и ожидания, под аккомпанемент разлапистых деревьев, шумящих на ветру, вползает в постоянно убыстряющийся мир, дорожки которого расходятся, разбегаются в разные стороны.
Громогласная лава течет, извивается между всех этих проходов, пытаясь поскорее прокрасться к финалу. Он уже не за горами: врачи торопили с операцией, но Мясковский сказал, что ему нужно кое-что закончить. Закончил. Переложил. Занялся архивом. Начал наброски 28-ой, которую он уже не напишет.
Мясковский заканчивает тем, с чего начинал Малер – с полного пантеизма и растворённости в природном свете; не в материальных изводах мира, которым он отдал серьёзную дань (все эти среднерусские равнины, кавказские горы и кипение трудового энтузиазма), но в интенциональной прямоте и направленности мыслеобразов без какого бы то ни было посредничества.
В этих мыслемостах вскипают вдруг голограммы вальсов и ситцевых отрезов симфонического полотна предшественников; Мясковский торопится в этой Симфонии сбыться, опередить нарастающие события, приближения к которым избежать невозможно. Предчувствуя, не заговаривает, но готовится. Оплакивает, отпевает.
Мягкое благородство непротивления, полного приятия, которое даже можно обратить в свет.


И здесь, может быть, впервые мелодия и аранжировка, эмблематичность и напускная пропускная способность фона смыкаются.
Завещание заставляет несколько изменить привычный расклад, из-за чего Двадцать Седьмая кажется особенно выразительной – это не заметки по ходу, но постепенно формулируемый итог.
Обычное расползание дерюги преостанавливается, напоследок сшиваясь нитями отчётливых тем, украшенных побочными и лейтмотивами.
Печать его светла. Печаль моя, любовь моя, всё проходит и этот переход пройдёт, оставляя ничего, ничто лишённое, впрочем, трагедии, трагедийности.
Тут ведь как себя воспринимать, воспринимаешь – Мясковский явно прощается как «общественный деятель», «вам, из другого поколения» оставляющий завет жить долго и счастливо. На пиру и смерть легка – можно отвлечься от страха лишь для того, чтобы соответствовать. Вот он и соответствует, пророчит.
Медные забирают всё больше и больше пространства, литавры, рассыпающие лавровый лист, разъедают скрипичную (и какую угодно) густоту, которая и не думает перестать клубиться, наползать на видоискатель.

Как на похоронах побывать. Вторая <часть> тянется дольше протяжноё Первой, бесконечностью заупокойной службы, тогда как третья раза в два короче; надорванная она обрывается – но не так как Вторая часть (виолончельным соло, переходящим в стон валторны), но торжественной поступью собственного отсутствия. Это когда тебя уже нет, а жизнь идёт ровными, как на параде, рядами. Отряд не заметил потери. Потерпи, и тебя вылечат, и тебя заберут. Никого не останется.

Третья даёт темп, который быстро исчерпывает остатки сил; воды в этом колодце не будет уже никогда. Пустая глазница его смотрит в небо. Чернеет немота. Сгущается остаточная плотность. Летит и слетает последний лист. Кружится-кружится, падает, оседает.
Дежурный оптимизм фиксирует расхождение, драпирует тревогу, тоску, понимание того, что всё на исходе. Жизнь в отмеренных рамках, лишённая напускного героизма, так до конца и непроявленная, хотя и данная нам в ощущениях: нормальное такое, для миллионов миллионов, состояние – уйти непроявленным в непроявленное, мало ли забытых дневников пылится на чердаках?



Locations of visitors to this page

Двадцать шестая:" http://paslen.livejournal.com/1096680.html#cutid1
Двадцать пятая: http://paslen.livejournal.com/1095310.html
Двадцать четвёртая: http://paslen.livejournal.com/1093815.html
Двадцать третья: http://paslen.livejournal.com/1092771.html
Двадцать вторая: http://paslen.livejournal.com/1092318.html
Двадцать первая: http://paslen.livejournal.com/1091774.html
Двадцатая: http://paslen.livejournal.com/1090411.html
Девятнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1088605.html
Восемнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1087888.html
Семнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1086223.html
Шестнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1084853.html
Пятнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081869.html
Четырнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081484.html
Тринадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081294.html
Двеннадцатая: http://paslen.livejournal.com/792255.html
Одиннадцатая: http://paslen.livejournal.com/714765.html
Десятая: http://paslen.livejournal.com/713782.html
Девятая: http://paslen.livejournal.com/709045.html
Восьмая: http://paslen.livejournal.com/708230.html
Седьмая: http://paslen.livejournal.com/707937.html
Шестая: http://paslen.livejournal.com/700735.html
Пятая: http://paslen.livejournal.com/690299.html
Четвёртая:http://paslen.livejournal.com/689751.html
Третья: http://paslen.livejournal.com/687094.html
Первая: http://paslen.livejournal.com/684075.html
Tags: Мясковский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments