То, что сегодня происходит с "Известиями" весьма чётко (чётче некуда) говорит о том, что происходит со всем обществом, со всеми нами.
Ситуация с этой газетой, где сотрудники "привыкли к унижением" не исключение, но печальное правило (каждый, имеющие отношение к журналистике знает десятки подобных редакций, где сотрудников держат за мелкий, рогатый скот, чётко понимающий - где есть деньги там нет и не может быть свободы, а где есть свобода - как правило, не платят гонорары), распространившееся повсеместно.
"Уникальных журналистских коллективов" более не осталось, не остаётся - любого можно в любой момент убрать, заменить, заместить: когда качество контента неважно, хорошо пишущие люди легко вымываются, а на их место (свято пусто не бывает) приходят вчерашние студенты или на всё готовые заместители.
То, что начиналось как трагедия уже давно выродилось в многосерийный фарс (общество, встававшее на защиту НТВ или пытавшееся бороться за газету "Сегодня" более не за что не борется - бесполезно, да и всех всё устраивает, в том числе то, что на всю страну осталось три с половиной серьёзных газеты), свидетельствующих об общей перестройке общей матрицы.
Дело даже не в том, что из самой древнейшей журналистику превратили в самую распространённую профессию, которой может заниматься любой, но в том, что никому не нужны качество и серьёз.
Да и профессия журналиста себя дискредитировала дальше некуда; сегодня "журналист" такое же бранное словечко, как и "демократ" или же "либерал".
У нас всё больше и больше бранных слов, всё меньше и меньше сути, ведь смысл конфликта ещё и в том, что перестройщикам "Известий" очевидно - серьёзная газета никому не нужна, она не приносит денег и никогда (никогда!) не станет рентабельной.
Политическая зачистка территории (из-за чего от бренда "Известий" уже сколько-то лет практически ничего не осталось) - это только половина дела, другая половина - про изменение мозгов и в мозгах, отказывающихся потреблять что-либо осмысленное.
Умная газета как занятие более не кажется манкой, умная пресса никому не нужна; сказано же - нерентабельна.
Мы вынуждены наблюдать за тем, как происходит перелицовка матрицы - из отдельных явлений складывается печальная картина интеллектуального оскудения, которое только и может в сегодняшней ситуации выглядеть как норма.
Средний класс, на который рассчитаны "Известия" зело похож на самих сотрудников этой газеты, "привыкших к унижениям".
Он, этот класс, трудно, в поте лица, выживает, всё чётче осознавая, что единственная возможность не потерять лица - работать на самого себя, становится всё более и более проблематичной.
И у этого класса не остаётся ни душевных, ни каких угодно сил на серьёзную интеллектуальную работу (что уж говорить о прочих общественных составляющих?!) - "Известия" меняют прописку не только потому, что Сурков гад, но и оттого, что самую большую аудиторию сегодня собирают Стас Михайлов и Ваенга, а Дарья Донцова в четвёртый или какой-то там раз становится победительницей Счётной палаты.
И я не вижу выхода из этого замкнутого круга.
Фишка же ещё и в том, что Арам Габрелянов сам себе роет яму - пройдёт какое-то время, читательские мозги окончательно закудрявятся до такой степени, что не смогут потреблять уже даже и жанры, предлагаемые газетой "Жизнь".
Но радоваться этой отсроченной и просроченной справедливости не будет ни желания, ни сил; да и никого, к тому времени, уже не останется, кто мог бы оценить красоту момента.