paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

О пользе стиля


Читаю один роман и не могу оторваться, драматургически сделан мастерски, снайперски, петелька-крючочек, всё придумано, слеплено без суеты и аппендиксов, главные герои как на подбор, корневые метафоры точно описывают состояние современного человека (труднейшая, между прочим, задача - сделать текст про современность, про простого человека), но чего-то важного, существенного не хватает - у романа этого нет своего языка, или же стиля, если под языком понимать особенности выражения конкретного человека.

Стиль - странная штука, как объяснить что это такое?
Мера? Вкус? Особенности дикции? Невозможность писать эротические сцены, упоминая не только имена, но и фамилии персонажей? Обилие лишних личных местоимений? Ненужные слова? Ненавязчивая звукопись?
Или что-то ещё, превращающее мудрую и непростую конструкцию в полуслепую беллетристку, будто бы напечатанную непропечатанным шрифтом.
Точно автору нужен редактор, а ещё лучше, переводчик, который бы переписал невыразительные описания, полные выстраданных мыслей и метких наблюдений в нечто, обладающее дыханием.


Обычно так пишутся дамские романы. Или же телесериалы про жызнь.
Поразительным образом, стиль, то есть нечто сложноуловимое, состоящее из ритма, внутренних (слово-паразит в этом дневнике) и внешних волн (и необязательно метафор, тропов), общей уместности и, скажем, умения не смешивать слова из разных стилистических пластов, чураться канцеляритов и устойчивых сочетаний (а если использовать их, то с иронией) даже сюжет делает каким-то иным, более широким и глубоким. Всеохватным.
Оказывается, что даже сюжетному, авантюрно закрученному сюжету необходим свой собственный язык выражения, отличающийся не только от общепринятого, но даже и от языка в соседних текстах одного и того же автора, ибо, таким образом, текст решает какие-то свои кровные надобы и это позволяет ему отличаться.
Тем более, что отличаться сюжетом всё труднее и труднее, но дело даже не в необходимости оригинальности, но расширении условного пространства, где иначе метафизика не заводится.
А без метафизики ещё хуже, чем без сюжета. Просто беда. Какой бы утлой она не была. Извините за рифму.

Прозрачность порочна. Какой там реализм?! Реальность в формах самой реальности для литературы так же губительна, как натурализм и жизнеподобие в театре - не остаётся места для читательской фантазии, для интерпретаторского манёвра, присвоения, которое оказывается такой же важной формой читательской работы как...как что?
Переворачивание страниц? Скольжение курсора по строчкам след в след?
Хорошо, конечно, не знать чем всё закончится и гнать борзых любопытства к финалу, но когда книга закончится, то всё закончится вместе с ней.
Лишь неощутимый сюжет авторского присутствия способен продлить этот тормозной путь.
И, намагнитив, хоть как-то впечатать его в память - за счёт расширения несуществующих границ.


Locations of visitors to this page
Tags: литра, проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments