paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Хлопок и выхлоп


Давно сформулировал, но всё никак не мог записать (хотя, возможно, в других формулировках уже и формулировал) один из главных принципов собственного восприятия важности того или иного явления искусства.
Странным образом, качество артефактов меняется не только от окружающего их контекста, но и от нашего ожидания, в которые мы их помещаем.
Один и тот же артефакт может оказаться и полным и полым, в зависимости от того раствором какого ожидания он окружён.
"Утраченные иллюзии" в Большом театре могли бы быть нормальным спектаклем в качестве рядовой, очередной системы, но в качестве давно ожидаемого, центрального события сезона, локомотив не тянут.
Вульгарное стихоложество, не покидающее стен литературного салона почти ничего не весит, однако, становится вредным (хотя бы из-за размывания критериев качества) если автору этих стихов дают литературные премии.
Проза, в этом смысле, ничем не отличается от стихов, и даже от песен.
Ну, да, собственное стихотворение, спетое под гитару на чьей-либо кухне может выглядеть милым и даже симпатичным, но когда оно становится объектом культа миллионов, автоматически, к нему выкатываются совершенно иные требования.


Есть какая-то едва ли не математическая закономерность между хлопком и выхлопом, наполненностью артефакта и его бытованием в определённой социальной среде.
Таких очеркистов, как Прилепин, тьма-тьмущая - в каждой областной газете можно насчитать парочку "специальных корреспондентов", однако, награждение книги Прилепина призом десятилетия понижает не только репутацию премии, но и планку качества самого текста - ведь отныне отношение к нему меняется. Должно поменяться.
Это похоже на дроби - хлопок и выхлоп всегда разделены так же, как числитель и знаменатель.
Я вижу эту систему как шлюзовую - с автоматическим колебанием умозрительной репутационной воды - чем выше замах, тем меньше содержание; тем меньше сухого остатка остаётся в конечном счёте; тем бледнее выхлоп.

Чаще всего чудеса восприятия (переживание полноты и избытка) случаются от неожиданности - любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь.
Любая предварительная подготовка, настроенность настраивают на какие-то повышенные требования, которым чаще всего не суждено сбыться.
Нынешняя медийная ситуация практически не оставляет возможности для чистого, незамутнённого восприятия - мы всё чаще и чаще ходим на фильмы и спектакли, в деталях или в общем зная их содержание ещё до того, как посмотрим сам фильм, сам спектакль.
Ведь если не медиа, то как бы мы узнавали о премьерах и новинках, ведь новости в нас возникают не от нашей осведомлённости (когда нам что-то интересно то мы начинаем сами искать информацию, сами создаём её для себя, а не извлекаем её из общего корытца).
Получается, что мы идём подтверждать или опровергать свои предварительные ожидания.
Мы, конечно же, знаем чем закончится "Гамлет" или "Евгений Онегин", но интерес к этим текстам не уменьшается в силу их универсальности и многозначности, многозначительности, позволяющих множиться трактовкам.
В случае классики мы следим уже не за извивами сюжетов, но за особенностями интерпретации.
И это уже интеллектуальное, а не чувственное удовольствие, доступное не каждому.

Современное внимание давно уже изменилось, причём не в лучшую сторону. Нынешнему вниманию необходимы подпорки чужого мнения, аннотации и спойлеры. Почва под ногами, кочка - горизонтальная правота всех и каждого оборачивается недостаточностью восприятия - теперь уже не нужно формулировать отношение в деталях, легитимизировано пустотное "нравится" и "не нравится".
Если раньше такой позицией довольствовались только обыватели, то сегодня таким неразличением довольствуются даже профессионалы.
Увы нам.


Locations of visitors to this page
Tags: бф, искусство, литра, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments