paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:
  • Location:
  • Music:

Девятнадцатая (1939) симфония Мясковского

для духового оркестра, с посвящением XXI годовщине Красной армии


С годовщиной Красной армии Мясковский разделывается ещё быстрее, чем с юбилеем Октября, хотя и в четырёх, но крайне коротких для себя главах.
Девятнадцатая – это ведь тоже «упражнение на тему», причём, не сколько общественную, сколько технарскую – симфония написана для духового оркестра, в котором смычковых не слышно.
Из-за чего возникает особый для Мясковского звуковой строй – более модернистский, авангардный, едва ли не «стравинский», хотя, конечно, звучание медных и деревянных духовых, сплавленных в единый выхлоп, с побочными жужалками и шумелками, подчинено привычным для композитора задачам – протяжности и протяжённости, за которыми восстаёт среднеравнинный ландшафт.



В первой части он боевой и кипучий, во второй – раздумчивый и тягучий, вальсирующий, переминающийся с ноги на ногу, отапливающий улицы и площадь.
Это музыка создана для открытого воздуха и не предполагает стен – только тогда звук может бесконечно распространяться в разные стороны, обрамленный только линией горизонта и переменной облачностью.
Здесь, здесь и только здесь легитимно воспроизводство производство непрозрачной ваты, в скорлупе которой спрятана отсутствующая сердцевина.
Любое движение подчёркнуто, то есть, овнешнено. Что требует чуть большей определённости, мелодичности, инструментальной изобретательности.

Третья, Andante serioso, сочинена ещё медленнее третьей, из-за чего оказывается ещё более модернистской, оголённой (обнажённой). Балет для статичных механизмов.
Бронированных машин, неловко разъезжающихся на плацу во имя торжества государственности. Брусчатка всё выдержит. Это праздник без слёз, без сильных эмоций, отбиваемых меланхоличными литаврами. Полёт голубки над грязью фобий.
Под эту музыку хорошо хоронить свою молодость, отечество иллюзий – есть что-то символическое и закономерное в том, что после симфонии, посвящённой годовщине Октября приходит сочинение про Красную Армию – в годы великого террора и предчувствия Большой Войны, обрамленных двумя бойкими эпизодами, восхваляющими хвалу – именно так: не славу, но хвалу, сводящими смысл жеста к самой жестикуляции.


Locations of visitors to this page


Восемнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1087888.html
Семнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1086223.html
Шестнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1084853.html
Пятнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081869.html
Четырнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081484.html
Тринадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081294.html
Двеннадцатая: http://paslen.livejournal.com/792255.html
Одиннадцатая: http://paslen.livejournal.com/714765.html
Десятая: http://paslen.livejournal.com/713782.html
Девятая: http://paslen.livejournal.com/709045.html
Восьмая: http://paslen.livejournal.com/708230.html
Седьмая: http://paslen.livejournal.com/707937.html
Шестая: http://paslen.livejournal.com/700735.html
Пятая: http://paslen.livejournal.com/690299.html
Четвёртая:http://paslen.livejournal.com/689751.html
Третья: http://paslen.livejournal.com/687094.html
Первая: http://paslen.livejournal.com/684075.html
Tags: Мясковский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments