paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Восемнадцатая (1937) симфония Мясковского

для оркестра парного состава (три трубы), с посвящением ХХ-летию Октябрьской революции



Праздничность, с которой Мясковский очень быстро разделывается в трёх небольших частях, выражается через русскую плясовую, отяжелённую парным составом.
Революция не тянет на продолжительное высказывание – с ней всё и так ясно. Точнее, даже не с ней, а с композиторским отношением к Октябрю. Точнее, с тем, каким это отношение должно выглядеть – раздольно танцевальным, русопятным, постоянно подгоняемым самозаводом, постепенно разгибаемой пружиной.
Музыковед Г. Хубов говорит о «классической простоте и ясности музыкального выражения, о стремлении к народности, массовости симфонического языка…», хотя сложно понять, что такое в этом смысле «массовость».
Такие опусы сочиняются как бы между прочим; навязчиво вклиниваясь в общее жизненное и творческое расписание, подобно звукам и влиянию улицы для того, чтобы зафиксировать редукцию, тотальное упрощение, к которому, «задрав штаны» стремится пожилой академист между прогулками на подмосковной даче.



Такие опусы сочиняются как бы между прочим; навязчиво вклиниваясь в общее жизненное и творческое расписание, подобно звукам и влиянию улицы для того, чтобы зафиксировать редукцию, тотальное упрощение, к которому, «задрав штаны» стремится пожилой академист между прогулками на подмосковной даче.
Даже Г. Хубов подмечает, что «здесь не хватает глубины и значительных философских мыслей», а З. Гулинская говорит о недостаточности проявления в сочинении основных композиторских черт Мясковского – «драматической взволнованности, напряжённости…» Из-за чего очевидно, что Восемнадцатая – надуманный, целиком синтезированный, искусственный артефакт, более искусственный, чем все остальные.

Между тем, как пишут в исторических фильмах, «шёл 37-ой год» и до общей благости было далеко… Вторая часть намечает некоторую проблематичность, которую, тем не менее, Мясковский разворачивает в сторону условного «Исаковского», в патриотическую протяжность, лишь слегка приправленную тревогой несмолкаемых деревянных.
Восемнадцатая – пример творческого автоматизма, автоматического письма, вызванного к жизни инерцией торможения. Впадания в колею жанра; формата. Когда каждое твоё душевное (и какое угодно) движение легко конвертируется в формы привычной работы (неважно, музыку ты сочиняешь или стихи), на перекладных крайне просто (и даже легко) проскочить любой умозрительный промежуток, построить из своей технической оснащённости (ремесленничества) временный временной мост.

«Песни без слов» ждут уже на другом берегу – третья часть, замыкающая композицию, обещает минимальный сухой остаток: драму приспособления интеллигента, не сдачи его, но попытку снять противоречивость собственного положения через вневременность (здесь русский дух, здесь, даже при большевиках, великой Русью пахнет), через надмирность. Самое важное здесь – скрыть надрыв, которым, собственно говоря, музыкальный дневник композитора и был интересен.


Locations of visitors to this page


Семнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1086223.html
Шестнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1084853.html
Пятнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081869.html
Четырнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081484.html
Тринадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081294.html
Двеннадцатая: http://paslen.livejournal.com/792255.html
Одиннадцатая: http://paslen.livejournal.com/714765.html
Десятая: http://paslen.livejournal.com/713782.html
Девятая: http://paslen.livejournal.com/709045.html
Восьмая: http://paslen.livejournal.com/708230.html
Седьмая: http://paslen.livejournal.com/707937.html
Шестая: http://paslen.livejournal.com/700735.html
Пятая: http://paslen.livejournal.com/690299.html
Четвёртая:http://paslen.livejournal.com/689751.html
Третья: http://paslen.livejournal.com/687094.html
Первая: http://paslen.livejournal.com/684075.html
Tags: Мясковский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments