paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:
  • Location:
  • Music:

Семнадцатая симфония Мясковского (1936 – 1937)

для оркестра тройного состава (с контрафаготом, арфой, ксилофоном), с посвящением А. В. Гауку


Исторически, Семнадцатая Мясковского, законченная в феврале 1937-го, исполненная впервые в декабре, расположена там же, где Пятая Шостаковича; может быть, поэтому она и начинается медленным вползанием плотного, угарного газа?
Главная тема, вступающая похмельем, мгновенно ставит вопросы соотношения личного и окружающего, кружащего, пеплом оседающего на сознание, мира. Сам композитор определял содержание своего опуса, как «раскрытие и расцвет личности в переживаемую нами великую эпоху», символизируемую, по всей видимости, протяжным духовым соло, выныривающим и заныривающим в разноцветный поток, проносящийся мимо. Это ничего, что вместе с собой, он увлекает единицу, чей голос хотя и толще писка, но, по сути, всё та же щепка («не больше трёх карандашей»).



Первая, бесконечно длинная (словно бы взявшаяся опоясать шелковистым кольцом всю страну, совпасть с её границами в Калининграде, Владивостоке и Кушке) часть полна малеровских разломов, догонов, контрапунктной смены ракурсов, практически лишённых склейки; так одно вырастает из другого, на ходу развиваясь и разваливаясь, уступая место новым завихрениям и взрывам. Соединяя тонкое и широкое, величественное и мгновенно вспыхивающее, прогорающее. Пугливые шаги и массовый наплыв. Драматизм рождается из этой сшибки разнонаправленных начал, переплывающих друг в друга, переплавленных общим звучанием.

Однако, вторая часть оказывается даже длиннее первой, своей ещё более рассеянной прозрачностью она идеально накладывается на карту нынешних будней; так понимаешь, зачем нам сегодня творческий метод беспрерывного творения.
Оторваться на льдине. Посмотреть в окно, за которым кипит и пенится май, грузовые машины подвозят стройматериалы. Ровное небо непритязательно выцветает над кварталом. В открытое окно (хотя на улице черёмуховая прохлада) врываются звуки улицы, в свою очередь, накладываясь на равномерное гудение постепенно вызревающей темы, накатывающей покатыми волнами.
Которые все сплошь – предчувствие и присутствие чего-то необъяснимого, монументального, сырого, пенного, диалектика и отрицание отрицания: полная вовлечённость, подводная охота за чужой правотой, призрачной симфонической правдой, маркированной арфой, выносящей на песчаный берег усталую мудрость всепонимающего человека.

Мудрость, лишённая боли, отыгрывается назад в промежуточном промельке Allegro poco vivace, где vivace не такое уж и радостное, открытое, скорее, припадочное и тяжеловесное, прикидывающееся «своим», но «своим не являющееся. Окалина окраины (труба и валторны), высоко сижу – далеко гляжу, льдина всё дальше и дальше. И дальше. Бездна под ней – глубже и глубже, подступающая со всех сторон невесомость змейкой пробирается за воротник.
Музыковед Гулинская пишет о простонародном скерцо, «с песнями, шуткой, плясками», а мне так мнится мятая рассудочность, вспаханная и засеянная страхами.
Удаль шабаша. Страх толпы. Зубоворотный эскапизм, заставляющий спрятаться в музыкальный кочан и там нежиться до полного забвения всерьёз.

Обморок вселенной столь глубок, что не замечаешь как переползаешь в финальную часть, сочащуюся переспелой, надрывной радостью, придавленного скованностью марша, словно бы возвращающего к началу симфонии (в попытке отбросить историю назад. Отменить после лет так двадцать).
Спохватываешься где-то на середине, вот тебе и скерцо! А оно уже кубарем скатывается к твоим ногам, раз, хлоп – и нету!


Locations of visitors to this page


Шестнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1084853.html
Пятнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081869.html
Четырнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081484.html
Тринадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081294.html
Двеннадцатая: http://paslen.livejournal.com/792255.html
Одиннадцатая: http://paslen.livejournal.com/714765.html
Десятая: http://paslen.livejournal.com/713782.html
Девятая: http://paslen.livejournal.com/709045.html
Восьмая: http://paslen.livejournal.com/708230.html
Седьмая: http://paslen.livejournal.com/707937.html
Шестая: http://paslen.livejournal.com/700735.html
Пятая: http://paslen.livejournal.com/690299.html
Четвёртая:http://paslen.livejournal.com/689751.html
Третья: http://paslen.livejournal.com/687094.html
Первая: http://paslen.livejournal.com/684075.html
Tags: Мясковский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments